Зарубежная литература XVII-XVIII вв. Тихонова О.В - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

7
Жан Расин (1639 1699) французский драматург, расцвет его
творчества приходится на вторую половину 17 в. и определяет второй
период развития французского классицизма .
В трагедиях Расина более сложно трактуются человеческие чувства ,
неоднозначно понимается личность. На первый план выдвигаются страсти ,
Расин очень тонко рисует психологию героев. Его трагедии близки скорее
к жанру любовно психологической драмы.
Самые значительные его трагедии: «Береника», «Андромаха»,
«Федра » . Трагедия «Федра» (1667) написана на основе античного мифа,
но автора волнует не исторический или политический материал, а
трагедии личности , преступления и страсти . Его герои страдают сами и
причиняют страдания другим.
Федра , жена афинского царя Тезея, влюбляется в своего пасынка
Ипполита. Считая, что её муж погиб , она решается признаться в своей
тайной любви Ипполиту. Но он любит другую - царевну Арикию. Когда
приходит весть о том, что Тезей жив и возвращается домой, Федра
оказывается в сложной ситуации. Федра страдает и от неразделённой
любви , и от ревности, и от того , что сама предала свой долг царицы . Она
клевещет на Ипполита, и отец изгоняет сына . Ипполит гибнет . Федра
принимает яд и перед смертью признаётся Тезею в своей вине .
В этой трагедии любовь трактуется как тяжелый рок. Человек, по
мысли Расина, зависит от своих страстей, которым он не в состоянии
противостоять. Расин выбирает для своей пьесы момент наивысшего
напряжения ситуации, использует силу слова (монологи его героев
страстны, ярки , драматичны). Кроме этого , Расин часто ставит в центр
своих трагедий женские образы .
Комедия французского классицизма оформилась в творчестве великого
драматурга Жана Батиста Мольера (Поклена) (1622-1673). Мольер
обладал синтетическим театральным талантом: он был не только
драматургом, но и актёром, постановщиком своих спектаклей, директором
труппы .
Мольер утвердил жанр сатирической комедии, затрагивал в ней
социальные , религиозные вопросы, проблемы семьи и брака , литературы и
искусства в целом. Он считал, что комедия должна осмеивать пороки
времени, развлекая, поучать. В легкой , остроумной , захватывающей форме
в комедиях Мольера дискутировались актуальные современные проблемы.
Поэтому нередко вокруг них разворачивалась литературная борьба .
Автору приходилось часто отстаивать свои пьесы, многие из которых
запрещались и подвергались цензуре .
Самые известные комедии Мольера : «Тартюф», «Дон Жуан»,
«Мизантроп» , «Скупой», «Мещанин во дворянстве», «Плутни Скапена»,
«Мнимый больной». Все они написаны в 1660-70-ые гг.
В комедии «Тартюф или Обманщик» (1664-69 гг.) Мольер
высмеивает лицемерие , которое он считал главным пороком времени. Это
                                            7
         Ж а н Р а син (1639 – 1699) – ф ра н цузс ки й дра ма тург, ра с цве т е го
творче с тва при ходи тс я н а вторую полови н у 17 в. и опре де ляе т второй
пе ри од ра зви ти я ф ра н цузс кого кла с с и ци зма .
         В тра геди яхРа с и н а боле е с лож н о тра ктую тс я че лове че с ки е чувс тва ,
н е одн озн а чн о пон и ма е тс я ли чн ос ть. На пе рвый пла н выдви гаю тс я с тра с ти ,
Ра с и н оче н ь тон ко ри с уе т пс и хол оги ю герое в. Е го тра геди и бли зки с коре е
к ж а н ру лю бовн о – пс и хологи че с кой дра мы .
         С а мы е зн а чи те л ьн ы е е го тра геди и : «Б е ре ник а » , « Андро ма ха » ,
« Ф е дра » . Тра геди я «Ф е др а » (1667) н а пи с а н а н а ос н ове а н ти чн ого ми ф а ,
н о а втора вол н уе т н е и с тори че с ки й и ли поли ти че с ки й           ма те ри а л, а
тра геди и ли чн ос ти , пре с тупле н и я и с тра с ти . Е го герои с тра да ю т с а ми и
при чи н яю т с тра да н и я други м.
         Ф е дра , ж е на а финс к о го ца ря Т е зе я, влюб ляе т с я в с во е го па с ынк а
И ппо лит а . Счит а я, чт о е ё муж по гиб , о на ре ша е т с я призна т ьс я в с во е й
т а йно й люб ви И ппо лит у. Но о н люб ит другую - ца ре вну А рик ию. Ко гда
прихо дит ве с т ь о т о м, чт о Т е зе й ж ив и во звра ща е т с я до мо й, Ф е дра
о к а зыва е т с я в с лож но й с ит уа ции. Ф е дра с т ра да е т и о т не ра зде лённо й
люб ви, и о т ре вно с т и, и о т т о го , чт о с а ма пре да ла с во й до лг ца рицы. О на
к леве ще т на И ппо лит а , и о т е ц изго няе т с ына . И ппо лит гиб не т . Ф е дра
принима е т яд и пе ре д с ме рт ью призна ёт с я Т е зе ю вс во е й вине .
         В этой тра геди и лю бовь тра ктуе тс я ка к тяж е лы й рок. Ч е лове к, по
мы с л и Ра с и н а , за ви с и т от с вои х с тра с те й , которы м он н е в сос тоян и и
проти вос тоять. Ра с и н вы би ра е т дл я с вое й пье с ы моме н т н а и вы с ш е го
н а пряж е н и я с и туа ци и , и с пол ьзуе т с и л у с л ова (мон ологи е го герое в
с тра с тн ы, ярки , дра ма ти чн ы ). Кроме этого, Ра с и н ча с то с та ви т в це н тр
с вои хтра геди й ж е н с ки е обра зы.

Ко м е дия ф р а нцузско го кла ссицизм а оф орми л а с ь в творче с тве ве ли кого
дра ма турга Ж а на – Ба тиста М о лье р а (П окл е н а ) (1622-1673). М ол ье р
обла да л с и н те ти че с ки м       те а тра л ьн ым та ла н том: он бы л н е тол ько
дра ма тургом, н о и а ктёром, пос та н овщи ком с вои хс пе кта кл е й , ди ре ктором
труппы .
        М ол ье р утве рди л ж а н р с а т ириче с к о й к о ме дии, за тра ги ва л в н е й
с оци а л ьн ы е , ре ли ги озн ы е вопрос ы , пробле мы с е мьи и бра ка , л и те ра туры и
и с кус с тва в це лом. Он с чи та л, что коме ди я дол ж н а ос ме и ва ть пороки
вре ме н и , ра звле ка я, поуча ть. В л е гкой , ос троумн ой , за хва ты ва ю ще й ф орме
в коме ди яхМ олье ра ди с кути рова ли с ь а ктуа л ьн ы е с овре ме н н ы е пробл е мы .
П оэтому н е ре дко вокруг н и х ра звора чи ва л а с ь ли те ра турн а я борьба .
А втору при ходи лос ь ча с то отс та и ва ть с вои пье с ы, мн оги е и з которых
за пре ща ли с ь и подве ргали с ь це н зуре .
        С а мы е и зве с тн ы е коме ди и М ол ье ра : «Та ртю ф » , «Дон Ж уа н » ,
«М и за н троп» , «С купой » , «М е ща н и н во дворян с тве » , «П лутн и С ка пе н а » ,
«М н и мы й больн ой » . Вс е он и н а пи с а н ы в 1660-70-ы е гг.
        В коме ди и «Та р тюф или О б м а нщ ик» (1664-69 гг.) М ол ье р
вы с ме и ва е т лице м е р ие , которое он с чи та л гла вн ы м пороком вре ме н и . Это