Философия природы Гегеля. Тимофеев А.И. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

3
ВВЕДЕНИЕ
С философией природы Гегелю не повезло. Все другие части геге-
левской философской системы, по меньшей мере, рассматривались
как значимые достижения мировой философской мысли, а его ос-
мысление природы практически с самого начала подвергалось кри-
тике, зачастую эта критика была уничижительной. Так было в XIX
веке, а в ХХ веке ею просто практически перестали интересоваться.
Гегеля упрекали в том, что он отставал от развития положитель-
ных наук, что его мыслительные конструкции не имеют ничего
общего с естественно научными исследованиями и тому подобное.
При этом совершенно не принималось во внимание, что он не физик
и не химик, а философ, и цели и смысл философского истолкова-
ния природы существенно другие, чем цели естествоиспытателей.
Как совершенно справедливо замечает А. де Вэленс: «Гегель очень
хорошо знал и говорил о том, что наука и философия преследуют
разные цели, строят разные формы знания. Он никогда не брался
за такое напрасное и безнадежное дело, как измышление заранее и
при помощи одного только разума того знания, которое зависит от
природы, изучаемой посредством эмпирического наблюдения»
1
.
Цели естествоиспытателей целиком объективны, а субъек-
тивность при реализации этих целей играет внешнюю роль. На-
оборот, цели философа при осмыслении природы и объективны и
субъективны. Здесь природа постигается как целое, а это значит,
что она должна быть отнесена к субъекту, истолкована в отноше-
нии с субъектом, с человеком или с богом. Например, Ф. Ницше,
отмечая ущербность физического истолкования природы, писал:
«Физики…, сами того не зная, кое-что в своей системе опустили:
а именно необходимый перспективизм, с помощью которого вся-
кий центр силы – не только человек – конструирует из себя весь
остальной мир, т. е. меряет его своей силой, осязает, формирует …
Они позабыли включить в истинное бытие эту полагающую пер-
спективы силу, или, говоря школьным языком, бытие в качестве
субъекта»
2
.
Задача философии природы состоит, прежде всего, в том, чтобы
прояснить, как целостная природа может быть отнесена к субъек-
ту. Гегель отмечает: «Точно так же природа не существует без духа
1
Де Вэленс А. Феноменология Гуссерля и феноменология Гегеля //Феномен
человека. Антология/ Сост. П. С. Гуревич. М.: Высш. шк., 1993. С. 331.
2
Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 2005. С. 351–
352.