Философия природы Гегеля. Тимофеев А.И. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
В гегелевской логике выделено три ступени реализации цели и
превращения ее в идею: субъективная цель, осуществляющаяся
цель и осуществленная цель. Эти три ступени определяют и чле-
нение философии природы. В первом отделе дается разделение и
противополагание объективного и субъективного. Первое исход-
но выступает в облике пространства, второе – в облике времени.
Во втором разделе дается понимание того, как субъективная цель
(форма) соединяется с объективным средством (материей). Это еди-
нение полагается как индивидуальность, а результат процесса как
индивидуум, т. е. целостное единство субъективного и объектив-
ного. При этом внешнее средство перестает быть только средством,
оно становится достойным, соответствующим цели, становится ре-
ализованной энтелехией, самоцелью. Реализованная энтелехия
это живой индивидуум и третий раздел посвящен анализу того, как
живой индивидуум становится действительным духом.
Таким образом, природа не только имеет цель, но она, эта цель,
реализуется в ней необходимым образом. Специфика необходи-
мости этой реализации выявляется в другом, теоретическом под-
ходе к истолкованию природы. Смысл теоретического отношения
к природе состоит в выявлении в ней всеобщего, т.е. законов, сил,
родов. Этот смысл содержит в себе неустранимое противоречие. Ге-
гель характеризует его следующим образом: «Мы именно стремим-
ся познать природу, которая действительно существует, а не нечто
несуществующее. Но вместо того чтобы оставлять ее такой, какова
она поистине, вместо того чтобы воспринимать ее, мы превраща-
ем природу в нечто совершенно другое. Мысля предметы, мы тем
самым превращаем их в нечто всеобщее; вещи же в действитель-
ности единичны, и льва вообще не существует».
1
Следовательно,
с гегелевской точки зрения, главный недостаток теоретического
отношения к природе состоит в том, что устраняется момент еди-
ничности, индивидуальности, т. е. того, в чем человек имеет свою
действительность.
Преодолеть односторонность как практического, так и теоре-
тического отношения к природе можно соединив их в некоторую
целостность. Идея единства теоретического и практического отно-
шения, а это, собственно, и есть понятие, была, видимо, методоло-
гической новацией Гегеля по сравнению с Шеллингом. Шеллинг
видел всю ограниченность чисто теоретического отношения к при-
роде, но он соединил мышление с созерцанием. Гегель, указывая
1
Гегель Г. Философия природы. С. 11.