Составители:
Рубрика:
7
различаются лишь по форме. Это он вынужден сделать, видимо,
потому, что естествознание того времени вообще не видело этой
проблемы. Только в наше время естествознание приступает к рас-
смотрению этого вопроса в форме антропного принципа. Гегель же
ставил этот вопрос как вопрос о необходимости для бога творения
мира и человека.
Он подчеркивает мысль, в которой утверждается невозможность
действительного бытия без моментов различия и отрицания, ведь в
чистом свете видно столь же мало, как и в чистой тьме. При этом
различающееся должно различаться не от бога или всеобщего, а от
своего иного и необходимая форма их единства и будет всеобщим.
На основе этих предпосылок делается следующий вывод: «Бог от-
крывается нам двояким образом: как природа и как дух. Оба эти
лика суть его храмы, которые он наполняет и в которых он при-
сутствует. Бог как абстракция не есть истинный бог, а истинным
богом он является лишь как живой процесс полагания своего ино-
бытия, мира; этот мир, постигаемый в божественной форме, есть
сын божий, и лишь в единстве со своим иным, лишь в духе бог есть
субъект»
1
. Таким образом, средство необходимо, поскольку в дейс-
твительном изначально мыслится различение, инобытие и само
действительное представляет собой взаимопереход, отношение.
Поскольку же все относительно, постольку само взаимоотношение
в виде смысла, логоса абсолютно.
Тем самым дать понятие природы, а в этом цель философии при-
роды, значит, с одной стороны показать, какой цели служит при-
рода и, с другой стороны, постичь ее как такое средство, которое
настолько совершенно, что делает действительной свою цель. Оп-
ределенно можно сказать, что конечной целью природы является
человек. Человек является действительной идеей или духом. Дейс-
твительная идея это такая идея, в которой сущность и существо-
вание находятся в единстве. Об этом уже говорилось со ссылкой
на «Малую логику», но можно сослаться и на «Философию при-
роды». В ней сказано: «… божественная идея именно и состоит в
том, что она решается извести из себя и снова втянуть его в себя,
чтобы стать субъективностью и духом. Философия природы сама
составляет часть этого пути возвращения, ибо она-то и снимает от-
чуждение между природой и духом и дает духу возможность поз-
нать свою сущность в природе. … Каждый из этих моментов сам в
свою очередь является всей идеей и должен быть осуществлен как
1
Гегель Г. Философия природы. С. 19.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »