Составители:
Рубрика:
8
божественная полнота. Различные моменты могут быть постигну-
ты под тремя формами: как всеобщее, особенное и единичное. Как
всеобщность различенное остается в лоне вечного единства идей;
это – , вечный сын божий, как его понимал Филон. Крайней проти-
воположностью этой форме является единичность, форма конечно-
го духа. Единичное как возвращение в само себя есть, правда, дух;
однако как инобытие, исключающее все другие духи, единичность
есть конечный или человеческий дух, ибо до других конечных ду-
хов кроме людей нам нет никакого дела. … Третьей формой, кото-
рой мы занимаемся здесь, идея в ее особенности, является природа,
лежащая между этими двумя крайними моментами»
1
.
Говоря о втором моменте, можно отметить, что с гегелевс-
кой точки зрения, природа в целом и есть совершенное средство,
поэтому…»все создания природы представляют собой единое тело,
которое служит обиталищем души. Понятие проявляет себя в этих
гигантских членах, но проявляет не как само себя; лишь в духе по-
нятие существует таковым, как оно есть»
2
. Можно сравнивать эти
мысли с платоновским «Тимеем» или с мыслями Шеллинга но, если
взглянуть более глубоко, то станет понятно, что именно практиче-
ское отношение требует постигать в многообразии непосредственно
соотносящуюся с собой всеобщность, т. е. душу.
Душа есть субъективность, представляемая в ее нерасчлененном
виде, так же как тело так же представляемая объективность. Фило-
софское рассмотрение требует различать в непосредственном слож-
ную целостность, поэтому Гегель начинает анализ природы с самых
абстрактных форм объективности и субъективности. Такими форма-
ми он считает пространство и время, поэтому, с гегелевской точки зре-
ния, анализ природы следует начинать с рассмотрения этих форм.
Это совсем не значит, что творение природы начинается с этих
форм, природа, по Гегелю, не имеет начала во времени, она вечно
порождается идеей. Речь идет о том, что природа начинает пости-
гаться теоретически и осваиваться практически в данном случае че-
ловеком с выделения и отделения этих форм. Тело, объективность
природы начинает постигаться с пространственных определений,
а ее душа, ее субъективность с временных определений. При этом
важно понять, что ни одно без другого не может существовать, ни
одно без другого нельзя постичь.
Это постижение должно быть постижением действительного, а
не умозрительным конструированием. В осмыслении действитель-
1
Гегель Г. Философия природы. С. 20–21.
2
Там же. С. 28.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »