Составители:
Рубрика:
10
само по себе есть конкретное и мы только полагаем, то, что налично
«в-себе», то новая форма только добавляется, чтобы то, что прежде
было заключено в первоначальном единстве, теперь появилось как
различенное. Конкретное обязано становиться для себя. Оно само по
себе является различенным, но как «в-себе», как возможность оно еще
не положено как различенное, оно еще в единстве, которая противоре-
чит различенности; оно просто и, все-таки, различено. Это внутреннее
противоречие конкретного само понуждает его к развитию»
1
. Можно
сказать что конкретное, с гегелевской точки зрения, представляет со-
бой различение, а значит, и раскрытие потенциального внутреннего
единства, и полагание различенного как целокупности. Тем самым
различия становятся моментами целостности, и, значит, теряют свою
непосредственную самостоятельность, но не исчезают.
Такое понимание конкретного позволяет раскрыть и специфи-
ку гегелевского истолкования развития природы. Развитие пред-
ставляет собой противоречивый процесс, не только в силу того, что
противоречие движет развитием, но еще и потому, что в развитии
различенное сохраняется и воспроизводится. Развитие это не толь-
ко эволюция, но и эманация. Процесс развития движется в двух на-
правлениях: и от оснований к следствиям и от следствий к основа-
ниям, «…истина времени состоит в том, что не будущее, а прошлое
является ее [точки А. Т.] целью»
2
. В моменте эволюции выражается
необходимость процесса, а в моменте эманации его целенаправлен-
ность. Если нет цели как целого, то нет и понятия развития. В свя-
зи с этим Гегель подчеркивает: «Мы должны рассмотреть природу
как систему ступеней, каждая из которой необходимо вытекает
из другой и является ближайшей истиной той, из которой она про-
истекала, причем здесь однако нет естественного, физического
процесса порождения, а есть лишь порождение в лоне внутренней
идеи, составляющей основу природы. Метаморфозе подвергается
лишь понятие как таковое, так как лишь его изменения представ-
ляют собой развитие. Понятие же представляет собою в природе
отчасти лишь некоторое внутреннее, отчасти же существует лишь
в качестве живого индивидуума. Существующую метаморфозу мы
находим поэтому лишь в области живых существ»
3
.
Говоря об отсутствии физического, естественного процесса в по-
рождении новых, более совершенных ступеней природы, Гегель
1
Hegel Vorlesungen über Geschichte der Philosophie. Bd. 1. Leipzig 1971. S. 114–
115.
2
Гегель Г. Философия природы. С. 59.
3
Там же. С. 28.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »