Философия природы Гегеля. Тимофеев А.И. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

9
ного всегда присутствует момент отношения к иному, момент со-
держательной или контрарной отрицательности и, соответственно,
поскольку речь идет об отношении, полагание единства положи-
тельного и отрицательного, пространства и времени. Понятно, что
это единство может мыслиться как в моменте его устойчивости, так
и в моменте взаимоперехода. Далее, взаимопереход, будучи одно-
временным переходом положительного в отрицательное и наобо-
рот, может мыслиться и как два отдельных перехода, как станов-
ление и как прехождение.
В силу того, что этот взаимопереход является содержательным,
таким в котором положительное и отрицательное в их единстве яв-
ляется реальным противоречием, постольку результат взаимопере-
хода есть реальный результат, т. е. полагание новой ступени, нового
способа отношений положительного и отрицательного, объективнос-
ти и субъективности, всеобщего и единичного. Каждая ступень это
особенная ступень, а это значит, что она определена и ограничена.
Указанные противоположности исходно представляются пол-
ностью внешними друг другу, но именно потому, что это реальные
противоположности, они переходят друг в друга, образуют неко-
торое единство. Поясняя смысл взаимодействия этих исходных
противоположностей, Гегель пишет: «Вне-себя-бытие распадается
сразу же на две формы; оно выступает, во-первых, как положитель-
ное, как пространство и, во-вторых, как отрицательное, как время,
Первое конкретное единство и отрицание этих абстрактных момен-
тов есть материя; так как последняя соотносится со своими момен-
тами, то они сами соотносятся друг с другом в движении. Когда это
соотношение не внешне, то мы имеем абсолютное единство материи
и движения, самодвижущуюся материю».
1
Следует обратить внимание, что у Гегеля речь идет о материи
как конкретном единстве. Слово «конкретное» является ключевым
и, думается, требует пояснения. Специально понятие «конкретно-
го» разбирается во введении к «Лекциям по истории философии»,
поэтому целесообразно будет обратиться именно к этому тексту.
Здесь можно найти ясное и лаконичное истолкование конкретнос-
ти: « Так идея по своему содержанию сама по себе является конк-
ретной и тем самым имеется интерес, чтобы то, что имеется в себе,
вышло для идеи наружу, вышло то, чем она является в себе. Если
мы свяжем оба понятия [понятие «в-себе» и понятие «для-себя»
А. Т.], то мы будем иметь движение конкретного. Так как «в-себе» уже
1
Гегель Г. Философия природы. С. 41.