Философия природы Гегеля. Тимофеев А.И. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
Если в ходе познания мы от природы переходим к духу и природа
определяется лишь как момент духа, то от этого не возникает истин-
ная множественность, субстанциональная двоица, где одно – приро-
да, другое – дух, но идея, то есть субстанция природы, углубляясь
до духа в этой бесконечной напряженности идеальности, сохраняет
свое содержание и теперь только богаче – богаче на определение са-
мой этой идеальности, которая в себе и для себя есть дух».
1
Самоуглубление природы начинается в индивидуальности, ко-
торая является имманентным единством формы и материи, затем
природа, самоуглубляясь, становится в организме, как органичес-
ком теле, индивидуумом, субъектом существующим для себя. Это
становление в самом общем виде состоит в том, что индивид вби-
рает в себя всеобщие определения индивидуальности. Он чувствует
свет, звук, тепло и т.д., Они наличествуют для него. Однако они не
могут наличествовать по отдельности для для-себя-сущего единс-
тва индивида и поэтому сами становятся единством – родом как
целостным способом для-себя-бытия определенного индивидуума в
стихиях природы.
У Гегеля развитие есть и восхождение, и самоуглубление – это
не является противоречием. Это взгляд на природу с двух взаимо-
дополняющих точек зрения, причем взгляд с одной точки неиз-
бежно предполагает и другую. С первой точки легко увидеть цель
восхождения: «Природа есть в себе некоторое живое целое. Ее вос-
хождение по ступеням ее развития состоит ближе в том, что идея
полагает себя как то, что она есть в себе, или, что то же самое, –
В том, что она выходит из своей непосредственности и внешности,
являющейся смертью, и входит внутрь себя, чтобы сначала стать
живым существом, а потом снять также и эту определенную фор-
му, в которой она есть лишь жизнь, и породить себя к духовному
существованию, которое является истинной и конечной целью при-
роды и истинной действительностью идеи»
2
.
Конечная цель природы человек, но ведь он имеет тело, а оно
уже эманация идеи, ее инволюция. Однако без этой инволюции
сущность не будет раскрыта, останется «в-себе». А это «в-себе» есть
такое бытие, которое равно ничто. Чтобы определенность сущности
раскрылась, требуется ее соотношение с иным. Тем самым природа
есть вечная жизнь, вечное раскрытие и самоуглубление. В фокусе
этого раскрытия и самоуглубления находится конечный дух – че-
ловек.
1
Гегель Г. Лекции о доказательстве бытия бога // Соч. Т. 2. С. 380.
2
Гегель Г. Философия природы. С. 33.