Составители:
Рубрика:
14
Как видно, Гегель сопоставляет и в определенном отношении
противопоставляет точки зрения механики и физики на природу.
Из приведенной цитаты следует, что противопоставление проявля-
ет себя в трех парах противоположностей в отношениях объектив-
ности и субъективности: во-первых, система механики – это иде-
ализованная система, а физики – реальная; во-вторых, материя в
механике представляет собой нечто разрозненное, а в физике она
понимается как обладающая имманентной определенностью фор-
мы и в третьих, в физике реальность есть некоторое рефлективное
соотношение, а в механике объект принимается в виде непосредс-
твенной данности.
Тем самым переход от точки зрения механики на точку зрения
физики состоит в раскрытии того, как идеализованное становится
реальным, разрозненное приобретает имманентную форму, а непос-
редственность начинает обладать рефлектированностью. Пытаясь
понять то, как становится действительным этот переход, следует
иметь в виду, что он осуществляется в механике и наибольшее зна-
чение здесь имеет раздел «Абсолютная механика».
Само же словосочетание «абсолютная механика» может пока-
заться на первый взгляд странным. Однако если вникнуть в специ-
фику гегелевского смысла слова абсолютный, то первоначальная
странность пропадает. Для Гегеля абсолютный означает, прежде
всего, целостный, т. е. такой предмет, в котором положено единство
объективного и субъективного во всем многообразии смыслов этих
понятий. Так, например, в «Лекциях по философии религии» он
поясняет смысл своего понимания абсолютного духа: «Обе стороны
духа – дух в его объективности (обычно именуемый богом) и дух
в его субъективности – создают реальность абсолютного понятия
бога, который в качестве абсолютного единства этих обоих его мо-
ментов есть абсолютный дух»
1
. Смысл понятия «абсолютное» нахо-
дился в центре философских дискуссий того времени, поэтому для
Гегеля было важно уточнить особенности именно его понимания.
Это он делает, в частности, в письме к Дюбоку от 29 апреля 1823
года. В нем он противопоставляет абсолютное абстрактному тож-
деству: «Однако с точки зрения философски абсолютного я опреде-
ляю истинное как само по себе конкретное, т. е. (как и Вы об этом
пишете) как единство противоположных определений, но таким
образом, что это противопоставление в единстве еще сохранено,
или же: я определяю истинность не как нечто застывшее, застойное
1
Гегель Г. Лекции по философии религии // Философия религии: В 2 т. М. 1975.
Т. 1. С. 409.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »