Составители:
Рубрика:
15
(т. е. как абстрактную идентичность, как абстрактное бытие), но
как движение, как самое жизнь…»
1
. В движении, в жизни возника-
ет действительное единство реального и идеальное, разум, всеобщее
как некое «в-себе» становится единым с существованием. Следует
иметь в виду, что движение и жизнь не являются единственными
способами реализации внутренне сущего, в «Философии природы»
такой формой является процесс, а в «Феноменологии духа» и «Фи-
лософии духа» – деятельность. Поэтому человеческая деятель-
ность содержит в снятом, несамостоятельном виде и движение, и
процесс, и жизнь.
Итак, абсолютное для Гегеля – это вначале движение в его самом
простом виде. Надо обратить внимание, что у Гегеля, также как и
у Аристотеля, движение необходимо связано с материей. Природа
представляет собой материальное и подвижное бытие. Исходным
определением в «Философии природы» является следующее оп-
ределение движения: «Это исчезновение и новое порождение себя
пространства во времени и времени в пространстве… есть движе-
ние. Но само это становление есть столь же и совпадение в нем про-
тиворечия, есть непосредственно тождественное, налично сущее
единство обоих, материя. Переход от идеальности к реальности, от
абстракции к конкретному наличному бытию, примером каково-
го перехода служит здесь переход от пространства и времени к той
реальности, которая выступает как материя, непостижим для рас-
судка, представляется ему поэтому всегда внешним и чем-то дан-
ным»
2
. Как видно из приведенной цитаты движение это не просто
взаимопереход пространства и времени, но это еще и переход иде-
ального в реальное, а также и переход возможности в действитель-
ность. Можно на этот переход посмотреть с противоположной тос-
ки зрения, и сказать, что единство идеального и реального имеется
только во взаимопереходе, в движении. Это единство и есть исход-
ное абсолютное.
Следует отметить, что согласно гегелевской трактовке, как в ма-
терии, так и в движении присутствует их внутренняя противопо-
ложность. Так, материя имеет тяжесть. Она представляет собой оп-
ределение, указывающее не на покой и внутреннюю инертность, а
на некоторое пока еще только в одном векторе определенное стрем-
ление материи. Гегель пишет: «Тяжесть же… есть сведение внепо-
ложенных и непрерывных особенных частей материи к единству,
как представляющих собою отрицательное отношение с собою к
1
Гегель Г. Письма // Работы разных лет: В 2 т. М. 1973. Т. 2. С. 446.
2
Гегель Г. Философия природы. С. 56–57.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »