Составители:
Рубрика:
16
единичности, к единой (однако еще совершенно абстрактной) субъ-
ективности»
1
. Тяжесть – это стремление материи как таковой без-
относительно ее особенных определений, и в этом смысле она про-
тивостоит этим особенным определениям.
Что касается движения, которое, по сути, есть переход, то наря-
ду с этим в нем может иметься и момент стабильности. А именно,
«движение по кругу является пространственным или устойчиво
существующим единством измерений времени.… Само соотносяще-
еся с центром движение есть плоскость, Движение как синтетичес-
кое целое, в котором устойчиво существуют его моменты, его поту-
хание в центре, оно само и его соотношение с потуханием, радиусы
круга. Но эта плоскость сама движется, становится своим инобыти-
ем, целым пространством, или, иначе говоря, возвращение в себя,
покоящийся центр становится всеобщей точкой, в которой целое
погружается в покой»
2
.
Таким образом, и материя имеет в себе простейшую внутрен-
нюю определенность как стремление к единству, и движение имеет
внутреннюю возможность перехода к объективному, к устойчиво-
му. Рассмотренные вместе два этих момента и дают абсолютную ме-
ханику. Абсолютная механика для Гегеля это небесная механика.
Он подробно излагает свою точку зрения по астрономическим
вопросам, пытается сравнивать вклады И. Кеплера и И. Ньютона в
развитие астрономии.
По мнению Гегеля, солнечная система представляет собой це-
лостность, а не случайное соотношение тел. Эта целостность вы-
ражается в том, что есть некоторый центр, субъект (солнце) и
противостоящие ему другие члены солнечной системы связаны
внутренним образом не только в своем бытии, но и в своем генезисе.
По этому поводу можно найти следующее замечание: «Распадение
на различные тела и полагание субъективности представляют со-
бой единый акт, свободное движение, а не нечто внешнее, подобно
давлению или толчку»
3
.
Указанная целостность, во-первых, имеет внутри себя динами-
ческий характер, поскольку она внутренне противоречива; во-вто-
рых, и это принципиально важно, этот принцип противоречивой
целостности, по мысли Гегеля, лежит в основании всей «жизни»
природы. Он пишет: «…природу этих четырех видов небесных
тел – солнца, планет, луны, комет – можно проследить через все
1
Гегель Г. Философия природы. С. 62.
2
Там же. С. 59–60.
3
Там же. С. 85.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- …
- следующая ›
- последняя »