Составители:
Рубрика:
17
дальнейшие ступени природы; последняя чем дальше тем больше
углубляется, но это ее углубление представляет собой лишь даль-
нейшее , все идущее вперед преобразование природы этих четырех
небесных тел. Так как природа планет представляет целостность,
единство противоположностей, между тем как другие тела, будучи
неорганической природой первой, представляют собой лишь раз-
розненные моменты, то она является вообще самой совершенной… .
Эта целостность представляет собою то основание и ту всеобщую
субстанцию, которая является носительницей всего последующе-
го»
1
.
На первый взгляд эта гегелевская мысль может показаться
весьма странной, но это только на первый взгляд. В ней речь идет
о природе, т. е. о сущности, о субстанции, а эта сущность имеет од-
новременно целостный и противоречивый характер. То, что лежит
в основании должно быть не пассивно, а динамично. Можно на се-
кунду предположить, что если бы Гегелю была известна и понят-
на планетарная модель атома Н. Бора, то он бы иначе представил
основания внутренней противоречивой целостности природы. По
мысли Гегеля, определения формы, составляющие солнечную сис-
тему, суть также и определения самой материи и эти определения
составляют бытие материи.
В результате самоуглубления материя в единичном становится
тем, чем является солнечная система в целом. Гегель следующим
образом характеризует этот промежуточный итог: «Субстанция ма-
терии, тяжесть, развитая в целостную форму, теперь уже не имеет
вне-себя-бытия материи вне себя. … Но в развитой целостности эта
внеположенность положена как всецело определенная ею, материя
ничего не представляет собою вне этой своей внеположенности.
Форма таким образом материализована. С другой стороны, мате-
рия благодаря этому отрицанию ее вне-себя-бытия в целостности
получила в самой себе прежде лишь искомый ею центр, свою са-
мость, свою определенную форму. Ее абстрактное глухое внутри-
себя-бытие, то, что вообще обладает лишь тяжестью, раскрылось и
развилось в форму; она теперь окачественная материя»
2
.
Переходя к рассмотрению гегелевской физики, следует отме-
тить, что структура «Философии природы» троична и специфи-
ческим образом отражает структуру логики. Механика, таким
образом, рассматривается сквозь призму учения о бытии, физика
соответственно трактуется исходя из учения о сущности, а орга-
1
Гегель Г. Философия природы. С. 105.
2
Там же. С. 109.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- …
- следующая ›
- последняя »