Составители:
Рубрика:
19
шее самоуглубление природы происходит через самоуглубление
природных индивидуальностей.
Сообразуясь со своей общей логической схемой, и в развитии ин-
дивидуальности Гегель выделяет три основных момента: «Мы име-
ем сперва индивидуальность вообще; следующий шаг заключается
в том, что эта индивидуальность полагается в различие от тяжести,
в свою конечную ограниченную определенность; с третьим шагом
индивидуальность возвращается из различия внутрь себя»
1
. Таким
образом, выделены всеобщая, особенная и целостная индивидуаль-
ности.
Реальная всеобщая индивидуальность может возникать только
благодаря реальным противоположностям окачественной оформ-
ленной материи. Надо заметить, что у Гегеля форма представляет
собой определенную сущность, определенность же имеет в себе от-
рицание, а значит, и реальность. Такими реальными противопо-
ложностями в материи Гегель видит, с одной стороны, свет. Свет
как определенная качественная материя выражает субъективность
в материальном бытии природы. Он есть «физическая идеаль-
ность». Через него реализуется единство природы, в «Философии
природы» отмечается, что «свет приводит нас в сферу всеобщей
связи»
2
. Другой качественной определенностью материи являет-
ся тьма. Она непосредственно выражает объективность, поэтому
тьма, с гегелевской точки зрения, представляет собой не просто от-
сутствие света, она реальна. Это, прежде всего, мертвая телесная
твердость, поэтому противоположность света и тьмы это реальная
(контрарная), а значит, продуктивная противоположность. При
этом эта контрарная противоположность дихотомична, ибо свет и
тьма это наиболее общие, простые определения природной рефлек-
тивной противоположности. Благодаря дихотомичности их взаи-
мопереход имеет необходимый характер.
Исходя из этого природа непосредственно окачественной субъ-
ективности и таковой же объективности может быть представлена
и в виде всеобщих индивидуальностей. Субъективность в облике
звезд и, в частности, солнца, а объективность как луна и кометы.
Результат же взаимодействия указанных противоположностей
представляется нам как планета и, в частности, Земля. Индиви-
дуальность Земли уже имеет в себе реальные различия, поскольку
природа субъективности и природа объективности присутствуют в
ней в определенном единстве.
1
Гегель Г. Философия природы. С. 207–208.
2
Там же. С. 117.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- …
- следующая ›
- последняя »