Философия природы Гегеля. Тимофеев А.И. - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

21
процесс есть оплодотворенная земля; этот всеобщий индивидуум,
который, чувствуя себя вполне как дома в своих моментах, не име-
ет ничего чуждого ему ни внутри, ни вне себя, а имеет лишь вполне
наличные моменты»
1
. Становление всеобщим субъектом, отрица-
тельным единством различного, так что это различное само начи-
нает сходиться к единству, приобретать оформленность и представ-
ляет собой становление индивидуальности.
Что касается трактовки Гегелем особенной индивидуальности,
то ее следует рассмотреть также в общем виде, не касаясь анали-
за того, как он представлял отдельные разновидности этой инди-
видуальности. Он их представлял исходя из известного ему уровня
физики того времени. Он их понимал как удельную тяжесть, сцеп-
ление, звук, теплоту. С современной точки зрения особенную ин-
дивидуальность можно, вероятно, представить как-то иначе, а что
принесет физика будущего можно только гадать.
Главной чертой особенной индивидуальности является ее двойс-
твенность. В ней присутствуют два относительно самостоятель-
ных вида единства. С одной стороны, это абстрактное единство,
абстрактный центр тяжести, и наряду с ним появляющееся внут-
реннее единство определенной индивидуализированной материи.
В «Философии природы» отмечается: «Но теперь материя благо-
даря своей положенной индивидуальности представляет собою в
самой своей внеположенности централизацию, противоборствую-
щую этой своей внеположенности и ее исканию индивидуальности;
она представляет собою нечто отдиференцировавшееся от идеали-
зованной централизации тяжести, некое имманентное определе-
ние (Bestimmen) материализованного пространства, являющееся
иным определением, чем определением посредством тяжести и ее
направления. Эта часть физики есть индивидуализирующая меха-
ника, так как материя здесь определяется имманентной формой и
притом пространственными отношениями»
2
.
Соответственно, целью движения этой особенной индивидуаль-
ности является устранение противоречия указанной двойственнос-
ти и приобретение индивидуальностью целостной формы. Такой
целостной формой индивидуальности является гештальт (в рус-
ском переводе – образ). Эта форма индивидуальности представляет
собой целостность, обладающую реальностью. Гегель его понимает
так: «Образ есть стало быть материальный механизм теперь уже
безусловной и свободно определяющейся индивидуальности; он
1
Гегель Г. Философия природы. С. 164.
2
Там же. С. 166.