Составители:
Рубрика:
20
Через взаимодействие указанных противоположностей реаль-
но начинает происходить в природе «материальная рефлексия
в себя»
1
. Внутренний смысл этой рефлексии, ее внутренняя цель
состоит в том, чтобы понять, каким образом многообразие природ-
ных стихий, условий и отношений может быть сведено к единству в
индивидуальности, или, как пишет Гегель: «Теперь тела попадают
под власть индивидуальности. Последующую стадию представля-
ет собою подчинение свободных тел власти индивидуальной точки
единства, которая их переваривает»
2
. «Переварить» в данном слу-
чае означает включить в реальную связь, т. е. внутренним образом
положить единство формы и материи природных тел. Гегель пы-
тается понять необходимость в движении от простого, но многого
к сложному, но единому. Индивидуальность выступает средством
этого движения. В «Философии природы отмечается: «… без вся-
кого импульса со стороны тело носит в себе тайного тихого геомет-
ра, который как вполне проникающая форма организует его вовне
и внутри. Это ограничение внутри и вовне необходимо для инди-
видуальности»
3
. Оценивать гегелевское понимание указанной не-
обходимости с точки зрения современной науки не имеет смысла,
поскольку в самой науке эта объективная необходимость еще не
выявлена. Даже наука сегодняшнего дня не может пока понять,
как искусственно создать живой организм.
Земля как всеобщая индивидуальность проявляется в движе-
нии природных стихий (воздух, вода, огонь, земля), в этом состоит
ее физическая жизнь. С гегелевской точки зрения, земля мыслится
как индивидуальность, поскольку она мыслится как субъект сти-
хий: «Метеорологический процесс есть явление этого становления
индивидуальности посредством овладения стремящимися врозь
свободными качествами и приведение их обратно к конкретной точ-
ке единства. Сначала эти качества были определены как непосредс-
твенные качества; это были свет, твердость, жидкость, земность;
тяжесть обладала то одними, то другими качествами. Обладающая
тяжестью материя представляла собой субъект в этих суждениях, а
качества являлись предикатами, это было наше субъективное суж-
дение. Теперь эта форма получила существование, так как теперь
сама земля есть бесконечная отрицательность этих различий, и
только этим земля положена как индивидуальность.… Это возвра-
щение и, значит, этот целостный несущий сам себя субъект, этот
1
Гегель Г. Философия природы. С. 62.
2
Там же. С. 113.
3
Там же. С. 209.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- …
- следующая ›
- последняя »