Философия природы Гегеля. Тимофеев А.И. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

22
есть тело у которого не только специфический способ внутренней
связи, но и его внешнее ограничение в пространстве определено
имманентной и развернутой формой-деятельностью. Так, форма
проявлена теперь сама собой и не есть лишь обнаружение своеоб-
разного способа отпора внешнему насилию»
1
.
Гештальт понимается не только как целостная, но и как реаль-
ная индивидуальность. Ее реальность состоит в том, что она имеет в
себе свое отрицание (тяжесть), но как момент, как то, что не имеет
самостоятельности. Форма оказалась способной овладеть материей.
При этом Гегель принимает некоторое произвольное допущение,
состоящее в том, что «…способность формы внедряться в материю
была принята нами за непосредственное свойство последней»
2
.
Вместе с тем с помощью определения гештальта (образа) форма
еще не может быть понята как деятельная форма. В «Философии
природы» отмечается: «…образ есть протяженная во всех измере-
ниях, спокойная материя – нейтральность бесконечной формы и
материальность»
3
. Исходя из этого в гештальте форма понимается
как конечная форма. Свое наиболее совершенное выражение ге-
штальт находит в кристалле. Вместе с тем в нем еще нет того, что
Гегель называет «физической идеальностью»
4
Физическая идеаль-
ность может быть понята в том случае, если рассматривать матери-
альную рефлексию как реальный физический процесс. Точнее го-
воря, материальную рефлексию невозможно не рассматривать как
процесс, поскольку идеальное только и порождается рефлексией
реального.
В самом широком смысле процесс это необходимая последова-
тельная смена состояний, тесная связь закономерно следующих
друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное
единое движение. Видимо, исходя из такого общего понимания
термина, Гегель и пытался придать ему философский смысл. В про-
цессе происходит взаимопереход реального и идеального. Идеаль-
ное становится действительным как определенная форма процесса,
а материальное взаимодействуя само с собой в качестве индиви-
дуальных тел, реализует определенный порядок взаимодействия.
Ясно, что природу в целом Гегель понимает как процесс.
Внутреннюю способность индивидуальных тел к взаимодейс-
твию Гегель видит в их электричестве. Электричество есть в каж-
1
Гегель Г. Философия природы. С. 209.
2
Там же. С. 205.
3
Там же. С. 227.
4
Там же. С. 285.