Составители:
Рубрика:
24
понятия, в нем формой соотношения тел является только движе-
ние, а не всецелое изменение тел; процесс стихий есть в своей сути
химический процесс, но в нем происходит изменение и исчезнове-
ние взаимного своеобразия стихий, а не тел; родовой процесс явля-
ется таким процессом, в котором участвуют субъекты, а не просто
тела.
Первый действительный процесс, представленный в филосо-
фии природы – это химический процесс. Этот процесс реален, но
конечен. Реальный процесс Гегель противопоставляет формаль-
ному процессу. Реальность процесса заключается в том, что в нем
соединяются противоположности, а не просто различные тела, и в
него входит вся конкретная целостность тела. Конечность же его
состоит в том, что в нем две указанные раньше стороны процесса
положены в движении, но еще не находятся в единстве.
С гегелевской точки зрения, в химическом процессе необходимо
участвуют и стихии. Они являются средним термином взаимодейс-
твия противоположностей. В стихии огня химический процесс за-
мыкается в круг и реализуется переход к процессу жизни. Гегель
пишет: « Химический процесс есть наивысшее, до чего может до-
стигнуть неорганическая природа; в нем она уничтожает саму себя
и доказывает, что одна лишь бесконечная форма есть ее истина.
Так, химический процесс, будучи гибелью конечной формы (об-
раза), является переходом в высшую сферу организма, в котором
бесконечная форма реализует себя как бесконечную форму, т. е.
бесконечная форма есть то понятие, которое достигает здесь своей
реальности. Этот переход есть возвышение существования к все-
общности. Здесь природа поднялась таким образом к наличному
бытию понятия; понятие перестало быть сущим в себе, погружен-
ным в свое внеположеное существование. Это есть свободный огонь
α) как очищенный от всего материального, и β) материализован-
ный в наличном бытии»
1
.
Эта бесконечная форма есть одновременно и чистая бестелесная
индивидуальность, которая есть для себя. Бесконечная форма, чис-
тая бестелесная индивидуальность представляет собой уже не об-
раз, а самость, которая становится действительной в организме.
Можно сказать, что теперь индивидуальность как «для-себя-бы-
тие» тела становится действительной, реальной и свободной в отде-
льном теле – индивидуальном организме.
Смысл определения индивидуальности, таким образом, состо-
ит в том, чтобы понять, как в природе идеальное становится дейс-
1
Гегель Г. Философия природы. С. 340.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- …
- следующая ›
- последняя »