Составители:
Рубрика:
26
себя к объективности и к противоположности этой объективнос-
ти, и эта внешность, имеющая понятие своей субстанцией, своей
имманентной диалектикой, возвращает себя обратно в субъектив-
ность»
1
.
Поскольку жизнь также есть идея, постольку она есть процесс, кру-
говорот. Природа в целом есть круговорот и, также как и Шеллинг,
Гегель видит ее всеобщую жизнь. Однако действительность идеи жиз-
ни проявляется в существовании организмов, ибо «…объективность
живого есть организм…»
2
То, что на предыдущих ступенях было «фи-
зической идеальностью», «материальной рефлексией в себя» и выра-
жало ступени необходимого соединения формы и материи, становит-
ся в организме действительной внутренней целостностью.
Природа внутренне едина и в процессе самоуглубления это внут-
ренне единство становится действительным. В «Философии при-
роды» отмечается: «Подлинное определение жизни в том, что при
единстве понятия и реальности эта реальность больше не сущест-
вует уже непосредственно, самостоятельно, как множество сущес-
твующих друг вне друга свойств, но что понятие есть безусловная
идеальность равнодушно устойчивого существования. … Субъек-
тивная, бесконечная форма стала теперь объективной, каковой она
еще не была в образе, потому что в нем определения бесконечной
формы еще имеют твердое бытие в качестве материй»
3
. При этом
Гегель особо подчеркивает, что главнейшим определением жиз-
ни является субъективность. Субъективность живого организма
реально рассматривается с двух противоположных точек зрения:
внешней и внутренней. С внешней стороны – это активность, дейс-
твенность, свобода. С внутренней точки зрения – это постижение в
какой-либо форме своего «для-себя-бытия».
Исходно это постижение является непосредственным и пред-
ставляет собой самосозерцание. Жизнь как идея самодостаточна,
она в себе и для себя истинное. Она представляет собой необходимое
образование природы и некоторую внутреннюю основу всех живых
существ. Живое существо может созерцать эту свою всеобщую ос-
нову. Применительно к человеку это созерцание Гегель рассматри-
вает в «Философии духа», когда анализирует чувствующую душу.
Он говорит о «простом, непосредственном отношении к самому
себе». Интересное рассуждение по поводу самосозерцания имеет-
ся в «Иенской реальной философии». Здесь самосозерцание также
1
Гегель Г. Энциклопедия философских наук. С. 325.
2
Гегель Г. Наука логики. Т. 3. С. 222.
3
Гегель Г. Философия природы. С. 345.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- …
- следующая ›
- последняя »