Философия природы Гегеля. Тимофеев А.И. - 27 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

27
трактуется как некоторая всеобщая основа человеческого духа, его
самотождественности: «Он [человеческий дух А. Т.] есть самость по
отношению к самому себе. Сам он есть сначала созерцание; он про-
тивопоставляет себе эту самость – не предмет, но созерцание есть
для него предмет; но созерцание есть для него предмет…»
1
Таким
образом, поскольку с гегелевской точки зрения жизнь выступает
как идея, постольку ее всеобщий момент у живого существа состо-
ит в чувстве собственной жизненности, и находится в основе всех
других определенностей живого. Можно сказать, что это некото-
рый всеобщий факт.
Другой факт или мифологема (в силу непосредственности) – это
факт раздвоения идеи и в частности идеи жизни. Жизнь в ее всеоб-
щем определении является только чем-то внутренним, ей не хватает
действительности. Чтобы стать для себя действительной, реализовать
свой «специфический импульс особенного различия»
2
, жизнь раз-
дваивается на множество живых индивидов и тем самым возникает
жизненный процесс. Идея жизни подчиняется общему принципу ста-
новления действительности идеи как таковой. Этот принцип Гегель
выражал следующим образом: «Идею не следует понимать как идею о
чем-то, идею о том или другом предмете,…. Абсолютное есть всеобщая
и единая идея, которая в акте суждения, перводеления (urtheilend),
обособляет себя в систему определенных идей, которые, однако, по
своей природе не могут не возвратиться в единую идею, в их истину.
В силу этого суждения, этого перводеления, идея вначале есть лишь
единая всеобщая субстанция, но в своей развитой, подлинной дейс-
твительности она есть субъект и таким образом дух»
3
.
Мысль о раздвоении единого как начале процесса была не слу-
чайной, поскольку жизнь мыслилась необходимой в природе, а
сама природа воспринималась как процесс. Представление о раз-
двоении можно считать некоторой мифологемой, так как, видимо,
в субъективном плане она выражает исходное непосредственное са-
мосозерцание индивида, опять же выражает некоторый всеобщий
факт, некоторую, пока еще не раскрытую, предпосылку.
Понимание жизни в виде самостоятельного процесса предпо-
лагает и рассмотрение жизненного импульса или побуждения как
внутреннего и исходного в отношении к объективности. Побужде-
ние, в своей непосредственности, сходно с внутренним созерцани-
ем, но оно направлено во вне. Тем самым практическое, ценностное
1
Гегель Г. Иенская реальная философия // Работы разных лет. Т. 1. С. 288.
2
Гегель Г. Наука логики. Т. 3. С. 219.
3
Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Логика. С. 321.