Составители:
Рубрика:
25
твительным. Оно как форма подчиняет материальное единству и
побуждает его это единство реализовывать. В отдельном живом
индивиде это внутреннее, бесконечное, свободное для себя бытие
становится действительным.
§ 3. Идея жизни и живой индивид
Характеризуя значение концепта жизни для мировосприятия
людей живущих в 20 веке, немецкий философ Х. Плеснер писал:
«У каждого времени есть свое заветное слово. Терминология во-
семнадцатого столетия находит свое высшее выражение в понятии
прогресса, девятнадцатого – в понятии развития; наше время –
в понятии жизни. И каждая эпоха обозначает в нем нечто свое: ра-
зум несет в себе смысл вневременности и всеединства; развитие –
безостановочного становления и восхождения; в жизни заключе-
но демонически-игровое и бессознательно-творческое начало»
1
.
В чем-то с Плеснером нельзя согласиться, а с чем-то можно. Вряд
ли можно понимать развитие как безостановочное становление и
восхождение. Развитие, скорее,– это раскрытие того, что имеется
в зародыше, в зерне. Оно и прогресс как раскрытие вневременно-
го, абстрактного смысла разумности, оно и жизнь как становление
определенного организма в определенных условиях среды. Вряд ли
следует считать жизнь заветным словом только двадцатого века,
ведь основатель философии жизни – Ф. Ницше развивал свое уче-
ние во второй половине девятнадцатого века, а Г. Гегель, в начале
также девятнадцатого века, первым стал рассматривать жизнь как
идею.
Поскольку с гегелевской точки зрения идея жизни действитель-
на как в природе, так и в духе и логике, то можно сказать, что в ней
осуществляется взаимопереход этих сфер.
Идея – это единство понятия и реальности, то есть разумное. Она
также выступает и как основание, и как цель. Главное из них за-
ключается в том, что Гегель понимает идею, прежде всего, в виде
процесса. В гегелевском истолковании динамика идеи находится
на первом месте. Он пишет: «Идея есть по существу своему процесс,
потому что ее тождество есть лишь постольку абсолютное и свобод-
ное тождество понятия, поскольку оно есть абсолютная отрица-
тельность и потому диалектично. Идея есть круговорот, в котором
понятие, как всеобщность, которая есть единичность, определяет
1
Плеснер Х. Ступени органического и человек. М., 2004. С. 25.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- …
- следующая ›
- последняя »