Составители:
Рубрика:
28
отношение становится первичным по отношению к теоретическо-
му, эпистемологическому.
Раздвоение как принцип становления действительности живого
индивида требует от Гегеля специфического осмысления отноше-
ния души и тела. Душа, будучи основой субъективности индиви-
да, представляет собой, скорее, форму живого тела, начинающий,
самодвижущий принцип. В этом моменте Гегель ближе к Аристо-
телю, чем к Августину. Наряду с душой необходимо и тело. В нем
душа действительна и, как внутреннее, может соотноситься с вне-
шним. Гегель отмечает: «…телесность души есть то, посредством
чего она связывает себя с внешней объективностью. — Живое об-
ладает телесностью прежде всего как реальность, непосредственно
тождественная с понятием; как реальность оно вообще обладает
этой реальностью от природы»
1
.
Телесность имеет определенные степени совершенства. Она тем
совершеннее, чем лучше тело может выражать идеальное, свою
единую субъективность. В растении идеальность выражена так,
что оно не чувствует себя единым организмом. Животное являет-
ся целостным субъектом, поэтому оно более совершенно. Наиболее
совершенной является человеческая телесность. Гегель замечает:
«Хотя человеческий облик имеет еще много черт общих с живот-
ными, однако все отличие человеческого тела от тела животного со-
стоит в том, что человеческое тело по своему строению оказывается
обиталищем духа и притом его единственно возможным природ-
ным существованием. Поэтому и дух непосредственно существует
для других только в теле»
2
.
Принцип сущностного единства души и тела позволяет мыс-
лить, во-первых, организм как целостность, как неделимое и, во-
вторых, как то, что обладает внутренней способностью импульсом
к сохранению самотождественности. Вместе с тем, поскольку эта
самотождественность является особенной, а не всеобщей, постоль-
ку в ее сохранении индивид выступает не только как самоцель, но
и как средство. Телесность как основание особенности живого ин-
дивида делает его отрицательным единством и «…поэтому живая
индивидуальность есть импульс к полаганию абстрактного момен-
та определенности понятия как реального различия; будучи не-
посредственным, это различие есть импульс каждого единичного,
специфического момента к продуцированию себя, а также к воз-
ведению своей особенности во всеобщность, к снятию других, вне-
1
Гегель Г. Наука логики: Т. 3. С. 222.
2
Гегель Г. Эстетика: В 4 т. М., 1969. Т. 2. С. 146.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- …
- следующая ›
- последняя »