Философия природы Гегеля. Тимофеев А.И. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

13
При этом следует отметить, что человек мыслится как целост-
ное единство его телесного и идеального моментов. Эти моменты
мыслятся Гегелем как находящиеся в определенном соответствии.
Человек, будучи результатом природного развития, выражает это
соотношение во всей возможной его глубине и сложности. Но это
результат природного развития выражается в нем как в отдельном
человеке, т. е. как в индивиде. С логической точки зрения речь
здесь идет о разделительном смысле понятия «человек». (Заметим,
что собирательный смысл этого понятия имеет уже не природную,
а духовную основу.) Для Гегеля важно прояснить, как становится
природная индивидуальность человека и как в самоуглублении этой
индивидуальности идеальный момент сущего возвращается к само-
му себе. Поэтому логика изложения требует обратиться к рассмотре-
нию гегелевского истолкования проблемы индивидуальности.
§ 2. Смысл и сущность
природной индивидуальности
То, что категория индивидуальности в философии природы Ге-
геля играет одну из ведущих ролей очевидно и не требует развер-
нутого обоснования. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно
посмотреть на оглавление гегелевского труда. В нем и физика, и
органическая физика, а эти отделы занимают большую часть ра-
боты, трактуются сквозь призму понятия индивидуальности. Это
происходит, прежде всего, потому, что именно в индивидуальности
возникает и развивается целостное единство идеального и матери-
ального моментов природы.
Специфика и роль индивидуальности выражена очень ясно и от-
четливо в сопоставлении способов рассмотрения природы в механи-
ке и в физике. Гегель пишет: «Идея как природа обнаруживается,
во-первых, в определении внеположенности, в бесконечной разроз-
ненности, единство формы является лишь внешним; это единство
существует лишь как идеализованное в себе и поэтому является
лишь искомым. Это – материя и ее идеализованная система – ме-
ханика. Идея как природа обнаруживается, во-вторых, в опреде-
лении особенности, так что реальность полагается с имманентной
определенностью формы и существующим в ей различием; она (ре-
альность) есть некое рефлективное соотношение, внутри-себя-бы-
тие которое есть природная индивидуальностьфизика»
1
.
1
Гегель Г. Философия природы. С. 34.