Составители:
Рубрика:
4
и дух без природы»
1
. Если этим субъектом является бог, решается
вопрос о том, как бог творит мир. Если же субъектом выступает че-
ловек, то исследуется проблема необходимого порождения приро-
дой человека не только в его понятии, но и в его действительности,
как индивида. Именно так понимает цель философии природы и
Гегель. Он пишет: «Мыслительное рассмотрение природы должно
постичь, каким образом природа есть в самой себе процесс станов-
ления духом, снятия своего инобытия, оно должно постичь, как на
каждой ступени самой же природы наличествует дух, отчужденная
от идеи природа есть лишь труп, которым занимается рассудок»
2
.
§ 1. Общие предпосылки понимания природы у Гегеля
Такой подход к философскому истолкованию природы он пыта-
ется реализовать, соединяя в некоторое целое практический и тео-
ретический ракурсы рассмотрения природы.
Исходной точкой практического отношения к природе, по мыс-
ли Гегеля, является чувственный индивидуум. Момент действи-
тельности «этого» человека фундируется самой спецификой его
отношения, ведь абстракция человека не имеет практических пот-
ребностей.
При этом практический ракурс, со стороны его формы, Гегель
понимает как финально-телеологическую точку зрения на приро-
ду. Поэтому при анализе этой составляющей надо исходить из геге-
левского понимания телеологии как таковой. Основной пафос это-
го понимания заключается в обосновании необходимости перехода
внешней целесообразности во внутреннюю целесообразность. Здесь
не только положительно оценивается кантовская идея внутренней
целесообразности, но и исследуются пути ее становления. Главный
момент заключается в том, что внешняя целесообразность понима-
ется как конечная целесообразность. Благодаря этому в нее необхо-
димо проникает момент отрицательности. Непосредственная субъ-
ективность отрицает непосредственную объективность и наоборот.
Это отрицание порождает деятельность.
Деятельность трактуется как средство реализации цели. Это
субъективное средство, но в ней присутствует и непосредственно
подчиненный цели предмет — объективное средство.
1
Гегель Г. Энциклопедия философских наук // Соч.: В 14 т. М.; Л.: Соцэкгиз,
1934. Т. 1. С. 205.
1
Гегель Г. Философия природы // Соч. Т. 2. С. 21.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »