Составители:
Рубрика:
25
Отношение называется антитранзитивным, когда ни для каких
трех предметов не может быть так, чтобы при наличии отношения
между первым и вторым и между вторым и третьим предметами оно
существовало бы между первым и третьим. Например, антитранзи
тивно отношение “отец”, потому что никогда не может быть так, что
первый человек – отец второго, второй – отец третьего, и при этом
первый – отец третьего.
Каждое двуместное отношение характеризуют по всем этим свой
ствам. Например, отношение “сосед” является антирефлексивным,
симметричным и транзитивным, отношение “знает”, определенное
на классе людей, является рефлексивным, несимметричным и нетран
зитивным, отношение “сын” является антирефлексивным, антисим
метричным и антитранзитивным.
3. Суждения существования, в которых отражается факт суще
ствования или не существования какогото предмета (класса пред
метов). Например, суждение “Бог существует”. Его субъект – поня
тие о предмете суждения, объективное существование которого ут
верждается или отрицается (понятие “бог”); предикат – мысль о су
ществовании или не существовании предмета суждения. Связка в
таких суждениях подразумевается.
2.3. Деление суждений по качеству и количеству
По качеству суждения делятся на утвердительные и отрицатель
ные. Каждое суждение в зависимости от того, констатирует оно на
личие у субъекта свойства (отношения, существования) или отсут
ствие свойства (отношения, существования), является утвердитель
ным или отрицательным. Качество суждения определяется связкой.
Суждение является утвердительным, если оно имеет связку “есть”
(“суть”) и оно является отрицательным, если имеет связку “не есть”
(“не суть”). Двойное отрицание тождественно утверждению.
По количеству суждения делятся на единичные, общие и частные.
В единичных суждениях субъектом может быть единичное понятие, в
общих суждениях – субъектом будет общее понятие. Следует обратить
внимание на то, что в этих двух видах суждения чтолибо утверждается
или отрицается обо всем объеме субъекта, поэтому в данном смысле еди
ничные и общие суждения совпадают. В то время как в частных сужде
ниях чтолибо утверждается или отрицается о части объема субъекта.
Общие суждения имеют вид “Все S есть (не есть) P”, а частные суждения
имеют вид “Некоторые S есть (не есть) P”.
Частные суждения имеют два подвида: определенночастные и
неопределенночастные суждения. В определенночастных суждени
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- …
- следующая ›
- последняя »