Составители:
Рубрика:
34
зательно”, “разрешено”, “запрещено” определяются в терминах аб
солютных оценочных понятий: “Обязательно А” равносильно “А яв
ляется позитивно ценным и хорошим, поэтому уклонение от А ведет
к наказанию”. Если учитываются условия приложения нормы, то
возникает ее относительность и она приобретает вид “Обязательно
(разрешено, запрещено) А в условиях В”.
Понятия “обязательно”, “разрешено”, “запрещено” считаются
взаимно определимыми: обязательно то, от чего не разрешается воз
держиваться, т. е. обязательно все, что запрещено не делать; разре
шено то, от выполнения чего не обязательно воздерживаться, т. е.
разрешено все, что не запрещено; запрещено то, от чего обязательно
следует воздерживаться, т. е. запрещено все, что не является разре
шенным. Безразлично действие, не являющееся ни обязательным,
ни запрещенным, или, что тоже самое, действие, которое разрешено
выполнять и разрешено не выполнять.
Область норм крайне широка; между нормами и тем, что ими не
является нет явной границы. Самым общим образом нормы можно
разделить на правила (правила игры, грамматики, математики, ри
туала и т. п. ); предписания (законы государства, команды и т. п. );
технические нормы, говорящие о том, что должно быть сделано для
достижения определенного результата. Помимо этих основных групп
к нормам относят также обычаи (“Принято, чтобы младшие привет
ствовали старших первыми”), моральные принципы (“Не будь зави
стлив”) и правила идеала (“Солдат должен быть стойким”).
Все нормы независимо от конкретного содержания имеют одну и
ту же структуру. Каждая норма включает в себя четыре “элемента”:
содержание – действие, являющееся объектом нормативного регу
лирования; характер – норма обязывает, разрешает или запрещает
это действие; условия приложения – обстоятельства, в которых дол
жно или не должно выполняться это действие; субъект – лицо или
группа лиц, которым адресована норма.
В деонтической логике имеют место закон деонтической непро
тиворечивости (выполнение действия и воздержание от него не мо
гут быть вместе обязательными), закон деонтической полноты ( вся
кое действие или обязательно, или безразлично, или запрещено).
Эпистемическая модальность характеризует суждение с точ
ки зрения способов обоснования его истинности и степени этой обо
снованности. Истинность суждений может быть объективно или
субъективно обоснована. Суждение, истинность которого объектив
но обоснована является знанием. Суждение, истинность которого
обоснована субъективно является убеждением (верой).
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- …
- следующая ›
- последняя »