Логика. Учебное пособие. Тимофеев А.И. - 32 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

32
O предмете S можно просто сказать, что он имеет свойство P. Но
можно, сверх того, уточнить, является ли эта связь S и P необходи
мой или же она случайна, хорошо ли, что S есть P, или это плохо,
доказано, что S есть P, или это не доказано и т. д.
Результатами таких уточнений будут модальные суждения раз
ных типов. Общая их форма: M (S есть P) или M (S не есть P). Вместо
M в эту форму могут подставляться различные модальные операто
ры, определяющие тип связи субъекта и предиката. Например, из
немодального суждения “Цирконий – металл” можно образовать мо
дальные суждения “Возможно, что цирконий – металл”, “Хорошо,
что цирконий – металл”, “Доказано, что цирконий – металл” и т. д.
Одно и то же суждение может стать объектом нескольких последова
тельных модальных оценок с одной или разных точек зрения (“Хоро
шо, что доказано, что цирконий – металл”).
Истинность модального суждения зависит от истинности того суж
дения, которое стоит под модальным оператором, и от модальности,
т. е. оценки, которая этому суждению дается.
Если оценка дается с точки зрения законов природы или логики
(“необходимо”, “возможно”, “невозможно), модальность называет
ся алетической; если с точки зрения норм права (“обязательно”, “раз
решено”, “запрещено”) – деонтической; если с точки зрения позна
ния (“доказано”, “проблематично”, “опровергнуто”) – эпистемичес
кой. Существуют и многие другие виды модальностей.
В алетической группе выделяют фактическую и логическую
модальности. Первая – характеризует суждение с точки зрения зако
нов природы, а вторая – с точки зрения законов логики. Для их раз
личения модальные операторы уточняют: “логически необходимо”,
“фактически возможно” и т. п. Существуют отношения между логи
ческими и фактическими модальностями:
1) если верно, что суждение логически необходимо, то оно факти
чески необходимо, но наоборот неверно;
2) если верно, что суждение фактически возможно, то оно логи
чески возможно, но не наоборот;
3) если верно, что суждение логически невозможно, то оно факти
чески невозможно, но не наоборот.
Для деонтической модальности философской основой ее по
нимания является аксиология (от греч. axios – ценность и logos
слово, понятие). Это учение о ценностях, философская теория обще
значимых принципов, определяющих направленность человеческой
деятельности, мотивацию человеческих поступков. Возникновение
понятия ценности в конце XVIII века было связано с пересмотром
традиционного обоснования этики, характерного для античности и