Речевая культура будущего специалиста. Токмина Т.А - 5 стр.

UptoLike

Рубрика: 

5
дающего установку на развитие активности, инициативы, способности
эффективно отстаивать свои интересы с помощью речи.
Структура пособия продиктована «тремя китами» античной риторики: «этос» –
влияние на собеседника личными качествами, в том числе коммуникативными;
«логос « - культура оперирования суждениями, понятиями, аргументами;
«пафос» – красноречие , умение вызывать интерес к своей личности с помощью
риторических средств.
Отбор изучаемого материала проводился авторами в соответствии с
профессиональными интересами студентов. Содержание некоторых
практических заданий раскрывается путём указания возможных вариантов их
исполнения. С этой целью авторы приводят в качестве примеров работы
студентов университета, изучавших риторику на занятиях или в Центре
студенческой инициативы при кафедре социологии и культурологии ТГТУ.
После каждой
темы приведён список литературы, используя которую можно
приготовить сообщение или выполнить домашнее задание. Для работы с
понятиями и категориями теории риторики даётся словарь.
1. Пути и судьбы ораторского искусства.
1.1.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме.
Риториканаука, которая уже 2,5 тысячи лет служит развитию европейской
культуры и прошла
тернистый путь от восхищения и преклонения до забвения и
неприятия, а потом снова к востребованности и широкой популярности. Она
зародилась в рабовладельческих государствахполисах Древней Греции в 5
веке до н.э. как ответ на практическую потребность общества. На первых этапах
своего становления риторика была не столько теорией, сколько практикой
обучения речевому
мастерствуриторической педагогикой.
Возникновение риторики иеё расцвет связаны с развитием и оживлением
демократических тенденций в жизни общества. Наука появилась тогла, когда от
умения убедить сограждан стали зависеть принятыке решения о мире, войне, об
оправдательном или обвинительном приговоре. Согласно реформам Солона,
причисляемого античным приданием к семи знаменитым греческим мудрецам,
граждане Афин
должны были лично защищать свои интересы в суде. А
поскольку не каждый гражданин мог это сделать, то появились бродячие учителя
красноречия, писавшие по заказу речи. Их называли логографами. Собираясь на
главной городской площади, ораторы состязались в красноречии при громадном
стечении граждан. Победителя чествовали, а побеждённого иногда изгоняли из
города. Так,
в частности, поступили с одним из вождей олигархии эсхином,
проигравшим вождю демократов Демосфену спор о «золотом венке».