Речевая культура будущего специалиста. Токмина Т.А - 7 стр.

UptoLike

Рубрика: 

7
мысли, ритм речи, обучали особой технике воздействия на психику и чувства
слушателей.
Против положения софистов об относительности истины выступил
древнегреческий философ Сократ (ок.470 – 399 до н.э.). для него абсолютная
истина божественна, она выше человеческих рассуждений и является мерой всех
вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за стремление к успеху, за их
готовность пышностью фраз убедить публику в чём угодно. Он считал
недопустимым брать плату за уроки, утверждая, что продажа мудрости
равнозначна продаже красоты.
Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном (ок. 427 – 347 до н.э.) в
знаменитых диалогах «Горгий», «Софист», «Федр», центральным персонажем
которых является Сократ [8]. В своих трудах Платон приходит к
определению
софиста как мнимого мудреца, а софистики как мнимой мудрости.
Риторике софистов Платон противопоставляет подлинное красноречие,
основанное на знании истины, а потому доступное только философу. Познание
истиныпознание сущности предмета. Самое ценное в теории красноречия
платонаидея воздействия речи на душу. Оратор должен соотносить виды речей
и виды души и
её состояния. Задача оратора – « отыскивать вид речи,
соответствующий каждому характеру, и таким образом строить и упорядочивать
свою речь; к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными
речами, а к простой душес простыми».
Мысли платона об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником
Аристотелем (384-322 до н.э.), который провёл в
Академии учителя 20 лет.
После подчинения Греции Филиппу Македонскому Аристотель согласился быть
воспитателем его сынаАлександра Македонского, ставшего впоследствии
знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристотель основал в
Афинах собственную школу, которую называли Ликей.
До наших дней дошло сочинение Аристотеля под названием «Риторика», в
котором подробно изложены взгляды на эту науку.
Создавая искусство красноречия, Аристотель значительно расширил предмет
риторики по сравнению с существовавшими до него взглядами. Риторика не
относится к какому-нибудь отдельному классу предметов. Она способна
находить средства убеждения относительно каждого предмета. Этим она
отличается от специальных наукврачебного дела, арифметики, геометрии и т.д.
Риторикаискусство соответствующее диалектике. Она
носит характер
всеобщности. Риторикой пользуются на каждом шагу: она одинаково необходима
как во всех делах, касающихся обыденных потребностей жизни отдельного
человека, так и в делах государственного значения.