ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен привлёк своих опекунов к суду, а
так как всевозможными увёртками они ухитрились каждый раз обжаловать
приговор, писал против них речи одну за другой до тех пор, пока, закалившись
среди трудов и опасностей, не выиграл процесс.
Демосфену пришлось взяться за красноречие случайно, только затем, чтобы
вернуть себе
имущество. Его первое выступление народ встретил недовольными
выкриками и насмешками над нелепым построением речи: её периоды
показались запутанными, а доказательства чересчур неестественными и
натянутыми. К этому добавлялась слабость голоса, неясное произношение и
прерывистое дыхание, создававшее паузы и затемнявшее смысл произносимого.
Он понял, что упражнения по красоте речи мало что дают
или даже вовсе
бесполезны тому, кто пренебрегает произношением и мастерством исполнения.
Он устроил под землёй особое помещение и ежедневно спускался туда
отрабатывать сценические приёмы и укреплять голос, а нередко проводил там по
два и по три месяца подряд, наполовину обрив себе голову, чтобы от стыда
невозможно было показаться на людях. Даже
случаные встречи, беседы, деловые
переговоры он использовал как повод и предлог для того, чтобы поработать.
Оставшись один, он спускался в своё подземелье и повторял весь разговор с
начала до конца со всеми относящимися к делу доводами. Те речи, которые ему
приходилось слышать, он тщательно изучал, по памяти восстанавливая ход
рассуждений.
К словам, сказанным другими, придумывал всевозможные
поправки и способы выразить те же мысли иниче.
Свои физические недостатки он старался преодолеть упражнениями.
Неприятный шепелявый выговор он пытался исправить тем, что набрав в рот
камешков, старался ясно и отчётливо читать отрывки из поэтов; голос укреплял
тем, что раговаривал на бегу или, поднимаясь
в гору, произносил, не переводя
дыхания, стихи или какие-нибудь длинные фразы. Стоя перед зеркалом, он
упражнялся в декламации, обращая внимание на мимику, жесты, позы.
Кроме техники речи Демосфен придавал огромное значение нравственному
облику оратора, его честности и объективности. Всей жизнью он подтвердил
своё соответствие идеалу оратора: после того как
Греция была подчинена
македонцам, Демосфен покончил с собой.
Под влиянием греческой риторики стало развиваться красноречие в Древнем
Риме. Его расцвет приходится на 1 в. н.э., когда особенно возрастает роль
Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства
является деятельность Марка Туллия Цицерона (106 – 43 гг.н.э.) Его имя стало
даже нарицательным.
Из риторических сочинений Цицерона большое значение
имеют прежде всего три книги: « Об ораторе», «Брут», «Оратор». В первой книге
он развивает теорию ораторского искусства; во второй представлен идеал
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »