ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
10
оратора, к которому стремился Цицерон; в третьей показано историческое
развитие ораторского искусства.
Вся сила оратора, считает Цицерон, - в умении подчинить себе слушателя.
Красноречивым будет тот, кто на форуме и в гражданских судебных процессах,
будет выступать так, что убедит, доставит удовольствие, подчинит себе
слушателей. Истинный оратор должен обладать остроумием диалектика,
мыслями
философа, словами поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою
лучших лицедеев.[11].
К сочетанию рационального и эмоционального как необходимому условию
действенности речи Цицерон возвращается не раз. Существенное условие успеха
оратора – учитывать интересы и особенности аудитории. Критерием
эффективности и целью красноречия служит одобрение римского народа:
"«олько тот оратор велик, который кажется великим народу
"»[12]. В
риторических сочинениях Цицерона содержится много полезных наставлений
для оратора в области композиции речи, стиля, использования фигур речи и
юмора, фонетического оформления речи, артистизма.
Важную роль в развитии античной риторики сыграли труды Марка Фабия
Квинтилиана (36 – 96 гг.н.э.). Его главное сочинение «Образование оратора»
представляет собой свод выводов предшествующих теоретиков красноречия
и
обобщение своего собственного 20-летнего опыта преподавателя риторики и
судебного адвоката. Советы и наставления Квинтилиана не утратили своей
актуальности и сегодня. В преобразованном виде их можно найти в большинстве
современных учебников красноречия. Таковы, например, рекомендации начинать
и кончать речь более сильными аргументами, подкреплять и развивать
природное дарование оратора теоретическим обучением,
упражнением и
подражанием.
Значительно подробнее, чем Цицерон, Квинтилиан разрабатывает вопрос о
логических основах речи и её украшениях, а также технику красноречия. Трантат
содержит специальные разделы о манере поведения оратора перед слушателями,
о теории жеста, мимики, осанки, телодвижений, о постановке дыхания и голоса.
Эпоха Цицерона и Квинтилиана была периодом наивысшего расцвета
римского
ораторского искусства, но она же явилась одновременно и его пределом. Римское
классическое красноречие умерло с гибелью республики: постепенно сошла на
нет чисто политическая риторика, сузились возможности судебного ораторского
искусства. На первое место выдвинулось парадное ( эпидейктическое)
красноречие с его пышностью и преувеличенным вниманием к форме.
Итак, греко-римская риторика – это
теория и практика в различных сферах и
областях общения людей. Это разработка правильного использования бытовой,
деловой и публичной ораторской речи, устного философского спора, письменной
речи учёных трактатов и учебной устно-письменной речи.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »