ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Важнейшим условием овладения приемами эстрадной и джазовой музыки является тщательная отработка
их на занятиях и закрепление в самостоятельной работе дома с магнитофоном.
Так как свинг являет собой утонченное чувство ритма, то в методике овладения основными приемами его
исполнения желательно придерживаться определенной последовательности. Наряду с ритмической интерпре-
тацией, акцентированием, артикуляцией важным ритмическим элементом эстрадной и джазовой музыки явля-
ется синкопирование. Специфическим для игры свинга является использование так называемого «блуждающе-
го» акцента на фоне развития мелодической линии. При создании этого эффекта комбинируются определенные
ритмические фигуры, где акцентируются не соседствующие друг с другом ноты. «Блуждающий» акцент вос-
производится, как правило, не сильной, но твердой атакой звука. Предшествующий акценту звук не сокращает-
ся по длительности, а выдерживается до конца. Овладение синкопированием требует длительного тренажа, при
этом значительна роль показа. Поэтому наряду с нотным материалом пользуются специальными аудио-
записями для сопоставления записей в нотах с действительным звучанием. Джазовая музыка насыщена синко-
пами, которые привносят в джазовую импровизацию особый звуковой колорит. Синкопирование требует от
исполнителя правильного стилистического и технического оформления. В джазовых темах и импровизациях
можно найти несколько видов синкоп: внутритактовые, междутактовые, последовательно развернутые и соче-
таемые с паузами. В последовательностях различных синкоп, особенно в медленных и умеренных темпах, хо-
рошим средством для музыканта-духовика, в частности, является использование мысленной артикуляции сло-
гов, таких, как «ба» и «да» (на продолжительных звуках), «дап» и «бап» (на относительно продолжительных и
коротких длительностях). Такая артикуляция способствует необходимому изменению во время игры вырази-
тельности и штриховых оттенков фраз, мотивов, секвенций. Очень важно понять: в каждой отдельной пьесе,
импровизации исполнителю следует самому выявлять индивидуальную артикуляцию звуков в пределах тех
черт, которые характерны для исполняемого стиля джазовой музыки.
Одним из важных качеств джазового инструменталиста является умение пользоваться различными выра-
зительными и исполнительскими средствами формирования импровизационной мелодической линии. Джазовая
мелодия отражает, в первую очередь, характерные особенности техники звукоизвлечения на том или ином ин-
струменте в рамках ее звукового развития и движения. Последнее имеет следующие виды: одноплановое (гори-
зонтальное), восходящее, нисходящее, волнообразное и скачки. Как правило, для восходящего движения мело-
дии характерен рост относительного акустического напряжения, а для нисходящего – спад. Основу движения
джазовой мелодии составляют секундовые, терцовые, квартовые, квинтовые и хроматические построения.
Важно понять, что мелодическим зерном блюзового лада является возникновение диссонанса между минорной
терцией в мелодии и мажорной в аккорде в связи с понижением третьей ступени. Кроме того, для блюза харак-
терны пятая и седьмая пониженные ступени. Блюзовый лад дает исполнителю широкую возможность и свободу
в игре импровизации, так как блюзовые мелодические мотивы хорошо звучат на любой гармонической сетке. С
другой стороны, блюзовые ноты усложняют и обостряют гармонический фон мелодии и поэтому во избежание
резких диссонансов во время импровизации, как правило, одни блюзовые ноты приглушаются, а другие под-
черкиваются.
Успешное овладение импровизацией предполагает изучение лучших образцов джазовой музыки, анализа
импровизаций видных джазовых исполнителей. Изучение тех или иных пьес и импровизаций должно всегда
определяться задачами индивидуального развития исполнителя, отмечаться доступностью восприятия и игро-
вой техники. Важно всегда помнить, что любая техническая работа над импровизацией должна вестись ради
музыкального замысла, идеи и верного стилистического оформления.
Важнейшим условием успешного обучения является тщательное выполнение домашних заданий. Каждому
участнику коллектива для достижения свободы исполнения необходимо знать основной минимум:
– тему и гармоническую сетку темы;
– форму произведения;
– тональность темы, отклонения и модуляции в другие тональности;
– аккорды и секвенции;
– гаммы, соответствующие аккордам.
В самостоятельной работе, несомненно, принесет большую пользу работа с магнитофоном. Начинающий
импровизатор может быстро продвинуться вперед, записывая импровизационные линии того или другого му-
зыканта, сначала простые, потом более сложные. Эта работа развивает слух, чувство ритма, формы. В даль-
нейшем подобная работа даст возможность записывать собственные импровизационные линии.
В процессе обучения важно, чтобы студенты систематически знакомились с новыми, наиболее интерес-
ными интерпретациями, и не только в классе, но и посещая с этой целью концерты, прослушивая и просматри-
вая с этой целью аудио- и видеозаписи.
Контрольные вопросы
1. Каковы особенности работы над исполнительским дыханием на инструментах эстрадного оркестра?
2. В чем состоит сложность ритмической работы в эстрадных оркестрах?
3. Каковы особенности исполнения штрихов на инструментах эстрадного оркестра?
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- …
- следующая ›
- последняя »