ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
дины, электронные эффекты и т.д.). Он может даже изменить нотный текст, обогатить его виртуозными выра-
зительными пассажами, оригинальным звучанием в соответствии с характером и стилем произведения.
Безусловно, в зависимости от степени одаренности, уровень исполнительского мастерства импровизации
бывает различным – некоторые участники овладевают этим искусством близко к профессиональному уровню,
другие не достигают этого уровня, но каждый учится музыкально грамотно излагать музыкальную идею, им-
провизационно разрабатывать материал, овладевает приемами исполнительского мастерства, специфическими
для данного жанра. Знание теоретического курса импровизации необходимо каждому ученику для освоения
практического курса. Главное условие – последовательность в изучении материала, ориентация на регулярные
и осмысленные занятия.
Начинать обучение импровизации следует с формирования умения анализировать произведения и отдель-
ные фрагменты исполнения мастеров эстрады и джаза. Надо добиться, чтобы музыкант, прослушав предложен-
ное произведение или фрагмент, сумел найти тему, определить ее характер, способы изложения. Затем следует
усложнить зада-чу – научить следить за развитием темы, находить кульминацию произведения, отдельного со-
ло, определять выразительные средства для достижения кульминации. Задача этого этапа – получить музы-
кально-слуховой опыт, познакомиться на первых порах с приемами известных импровизаторов, уметь приме-
нять их в собственном исполнении голосом, а для тех, кто уже достаточно владеет инструментом, – в соло.
На следующем этапе задача усложняется. Каждый ученик должен научиться записать импровизацию из-
вестного музыканта – саксофониста, трубача, тромбониста и т.д. (в зависимости от изучаемого инструмента).
Материал подбирается педагогом. Сначала импровизации могут быть простыми, затем более сложными. Отра-
батывается навык более углубленного их анализа не только с точки зрения формы произведения, художествен-
ного образа, но и со стороны содержания, особенностей выразительных средств, построения фраз и характера
их исполнения, определяются их отклонения, модуляции и т.д. Эта работа способствует развитию слуха, чувст-
ва ритма, формы и учит умению записывать собственные импровизации, разрабатывать свои идеи. Центральное
место на данном этапе занимает собственно сочинение музыкальных импровизаций.
Особое значение в обучении импровизации должна иметь выработка мастерства развития тематического
материала. Основными задачами, стоящими перед оркестрантами в процессе овладения приемами импровиза-
ции, являются: умение динамизировать материал, умение развивать музыкальный материал мелодически и
ритмически. В практике джазовой импровизации сложились два основных вида развития музыкального мате-
риала – вариационное, характерное для традиционного джаза, и разработочное.
Для вариационного вида характерен прием дифференцирование: секвентное и имитационное продвижение
темы, расчленение ее на отдельные фразы, исполнение элементов темы в увеличении или дроблении, варьиро-
вание отдельных элементов и их наслоение, перестановки в порядке исполнения музыкальных фраз. Для им-
провизации разработочного типа характерен прием интегрирование – введение элементов темы в новый музы-
кальный материал, созданный в процессе импровизационного исполнения.
Третий прием, наиболее часто применяемый в музыкальной практике, представляет собой комбинацию
элементов дифференцирования и интегрирования. Этот прием расширяет возможности музыканта, он позволя-
ет разрабатывать музыкальный материал, далеко уходящий по тематическому рисунку от основных построе-
ний, как с интонационной стороны, так и с метроритмической и, в то же время, непрерывно утверждающий
связь между первоначальной темой и, казалось бы, ничем не похожими на нее ответвлениями. Это своеобраз-
ный способ конструирования целостного образа путем развития материала, потенциально заключенного в ме-
лодических элементах темы.
Формированию у участников эстрадного оркестра, ансамбля умения развивать музыкальный материал
способствует работа над секвенциями
3
.
Важным моментом обучения импровизации является овладение музыкальной формой, что необходимо для
достижения исполнительской логики, для формирования у музыкантов-любителей осознанного отношения к
музыкальному материалу.
Начинать работу над освоением музыкальной формы желательно с небольших произведений, поскольку
уже в них заложены основные принципы музыкального формообразования – вступление, изложение темы, раз-
работочное или вариационное развитие, кульминация, реприза и кода. Здесь полезно сочинение участниками
вступления и коды в соответствии с их функциями в произведении.
Упражнения на сочинение вступления выполняются по следующим этапам:
– подготовка мелодических (интонационно-ритмических) элементов;
– подготовка гармонии;
– подготовка ритма и фактуры;
– подготовка лада, тональности.
Упражнения на сочинение коды включают в себя следующие типы:
– устойчивая кода – музыкальная точка;
– кода с ускорением;
– кода как аналог вступления с затуханием или усилением;
– кода – расширенная или варьированная каденция;
– кода на органном пункте.
3
Секвенция – повторение мотива, фразы, а иногда и целого предложения от любой ступени гаммы. Это один из важ-
ных приемов развития музыкального материала, представляющего собой мелодический и ритмический элемент импровиза-
ции. Секвенции могут быть диатоническими и хроматическими. Диатоническая секвенция – перемещение музыкального
материала по ступеням гаммы в пределах одной тональности, хроматическая – по ступеням хроматической гаммы.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- …
- следующая ›
- последняя »