Музыкальное исполнительство и педагогика. Толмачев Ю.А - 86 стр.

UptoLike

Составители: 

коллективах должен звучать несколько мягчес участием вместо слога «та» слога «да». Штрих деташе с лигой
и черточкой над нотой исполняется еще более мягко, почти как нон легато. Штрих легато употребляется для
связного исполнения звуков. Для получения хорошего легато, особенно при интервальных скачках, важную
роль играет тренировка губных мышц, дыхания и согласованные с ними движения пальцев. Этот штрих харак-
терен в основном для лирической музыки напевного характера.
Штрих стаккато предполагает острое и короткое исполнение звука. В практике современных эстрадных ор-
кестров различают два вида исполнения этого штриха в зависимости от атаки звукатвердое и мягкое.
Следует отметить, что исполнение штрихов во многом зависит от стиля произведения и аранжировки, по-
этому с первых шагов обучения необходимо познакомиться с основными стилями эстрадной и джазовой музы-
ки, особенностями их штриховой культуры (регтайм, диксиленд, свинг, самба, босса-нова, боп, рок, диско,
джаз-рок и др.). Постепенно педагог расширяет диапазон осваиваемых штрихов за счет более сложных для ис-
полнения и подходит к изучению наиболее специфических приемов.
Глиссандоприем, характерный для различных музыкальных жанров. Он имеет ряд специфических осо-
бенностей в эстрадной и джазовой музыке, поскольку является важным выразительным средством, а не просто
звукоизобразительным элементом, как в других музыкальных жанрах. Выдающиеся мастера эстрады и джаза
выработали в своем творчестве, особенно в импровизационных соло, большое количество самых разнообраз-
ных оттенков этого приема. Вот некоторые из них.
Глиссандо к ноте бывает двух видов: длинное и короткое. Длинное глиссандо характеризует медленное,
плавное скольжение в пределах указанной длительности снизу вверх.
Короткое глиссандо сверху вниз к указанному звуку исполняется как скользящий форшлаг. Оба эти вида
характерны для духовых инструментов (воспроизводятся губами), струнных и гитарыпосредством скольже-
ния по грифу.
Глиссандо к ноте исполняется по хроматическому или диатоническому звукоряду с помощью клапанов и
губ исполнителей на духовых инструментах, клавишей у рояля и т.д. Глиссандо между нотами исполняется как
короткий или длинный форшлаг в зависимости от длительности и нотной записи.
Следующий приемскольжение вверх или вниз после начала звучания с некоторым увеличением дли-
тельности за счет глиссандирования, то есть короткое или длинное повышение или понижение звука по диато-
ническому или хроматическому звукоряду.
В исполнительской практике эстрадных джазовых оркестров широко используется прием вибратоинтона-
ционное раскачивание звука с определенной пульсацией. Вибрато должно быть умеренным и служить украшени-
ем звука, а не самоцелью. Над этим приемом необходимо тщательно работать, чтобы избежать антихудожествен-
ного звучания.
Смерповышение или понижение звука с обязательным возвращением к основной ноте; может быть ко-
ротким или длинным. Играется как глиссандо между нотами.
Трельисполнение двух звуков с определенной ритмической или свободной интонационной амплитудой.
Широко применяется в эстрадной и джазовой музыке в аккордовой фактуре у медных, особенно в tutti. Испол-
няется губами и пальцами.
К специфическим приемам эстрадной и джазовой музыки относятся такие приемы, как фултон, флатер,
субтон.
Фултонигра открытым полным звуком. Субтон, напротив, – мягкое приглушенное звучание, напоми-
нающее шепот, извлекающееся расслабленными губами. Флатерспецифическое, как бы гортанное звучание
фррр») с использованием колебаний языка и трости на саксофоне, свободы языка и расслабленных губ у мед-
ных.
Особое место занимает овладение специфическими штрихами с помощью сурдин, а также электронных
приспособлений: синтезаторов, ревербераторов, модуляторов и т.д.
В основе эстрадной и джазовой музыки лежит творческая импровизация, на что нужно обратить особое
внимание. Импровизация (от лат. improvisus – неожиданный) – исторически наиболее древний тип музицирова-
ния, при котором процесс сочинения музыки происходит во время ее исполнения. Она была и остается важ-
нейшим художественным принципом, так как сама природа, специфика музыкального исполнительства в этом
жанре обусловливает органическое соавторское соединение композитора и исполнителя. Искусство импровиза-
ции представляет собой сложный творческий процесс сочинения музыки непосредственно в момент исполне-
ния, требующий от музыканта определенной одаренности, умения моментально отзываться на характер испол-
нения товарища, подхватить музыкальную идею и развить ее дальше, чутко реагировать на развитие импрови-
зационной линии, вовремя подчеркнуть акценты, помочь в подготовке динамического нарастания кульминации
и других специфических навыков, необходимых для создания художественно полноценного импровизационно-
го соло.
Стремление к творческой импровизации, проявляющееся в самобытной разработке музыкального мате-
риала отдельными участниками, является ценным качеством музыкантов эстрадного оркестра и нередко опре-
деляет индивидуальность, творческий поиск коллектива. Именно это качество исполнителей делает оркестр
подлинно творческим коллективом.
Обучение искусству импровизации важно еще и потому, что в эстрадных или джазовых коллективах со-
листу, исполняющему даже записанное в нотах соло, представляется больше возможностей проявления творче-
ской индивидуальности по сравнению с участниками духового оркестра.
В жанре музыкальной эстрады солист может интерпретировать не только динамические оттенки, темп
произведения, но и ввести в исполнение специфические приемы игры (глиссандо, вибрато, трели, субтон, сур-