ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Одной из важнейших задач, возникающих перед исполнителем, является определение темпа. От точного
выбора темпа в значительной степени зависит правильное истолкование намерений автора; неверно взятый
темп искажает смысл музыки.
Особое внимание следует уделять развитию чувства устойчивости темпа. Важно сформировать также чув-
ство моторной (мышечной) памяти на темп. Непроизвольные колебания в темпе могут возникать в результате
целого ряда причин, к которым можно отнести: эстрадную нервозность, волнение, депрессию, возбужденность
и т.п. Непроизвольные отклонения от заранее задуманного темпа происходят в силу неопытности исполнителя
в очень медленных или быстрых отрывках. В умеренных зонах произведения ошибки менее ощутимы.
Устойчивость темпа и его модификаций достигается путем специальной длительной тренировки с посто-
янным возвращением внимания учащегося к этому важнейшему вопросу.
Находить темп помогает исполнителю его музыкальность и художественная чуткость. Следует также со-
блюдать и математически точные данные метронома, указанные автором. После длительных упражнений в те-
чение недель и даже месяцев, при постоянной сверке вновь взятого темпа с ранее установленным у учащегося
вырабатывается чувство найденного и усвоенного им темпа.
Формирование и совершенствование темпового и ритмического чувства осуществляется посредством спе-
циально подобранных упражнений, фрагментов из произведений эстрадной и джазовой музыки по степени воз-
растающей сложности.
Начинать освоение следует с медленных произведений, постепенно переходя к более быстрым темпам и
сложным ритмическим рисункам, отрабатывая переход от одного к другому. На следующем этапе отрабатыва-
ется прием смены темпов: постепенный и внезапный переход от одного темпа к другому. Одним из главных
специфических элементов исполнительского мастерства в духовых, эстрадных и джазовых оркестрах и ансамб-
лях является свинг – ритмическая импульсивность, создающая особую характерную напряженность звучания в
момент исполнения произведения, ощущение неуклонного нарастания темпа, хотя формально он считается не-
изменным.
Таким образом, специально организованная работа с учеником по развитию темпоритмических навыков
будет во многом способствовать развитию исполнительских навыков. Помимо этого, ритмическая точность при
исполнении на духовых инструментах во многом будет зависеть от точности дыхания и его адекватности темпу
и ритму исполняемого произведения.
Предметом особой заботы педагога также должно стать развитие хорошей музыкальной памяти. Запоми-
нание может быть непреднамеренным, являясь результатом многократных повторений музыкального материа-
ла, оно характеризуется схематичностью и неточностью (механическое повторение без необходимого анализа
музыки обычно не дает прочного запоминания).
В процессе преднамеренного запоминания материал сохраняется во всех подробностях и прочно удержива-
ется в памяти. Педагог должен помочь ученику осознать логику музыкального (мелодического и гармонического)
развития, структуру и особенности формы произведения, что облегчит процесс запоминания. Работа по развитию
у учащегося музыкальной памяти должна быть повседневной, основанной на систематической тренировке. Каче-
ство преднамеренного запоминания зависит от количества произведений, которые выучивает наизусть исполни-
тель.
Для хорошего и быстрого выучивания необходимо сначала ознакомиться со всем произведением, затем, рас-
членив его на составляющие части, тщательно разучивать эти части, постепенно объединяя их в более крупные
разделы, и, наконец, работать над всем произведением в целом. Показателем хорошего запоминания музыкально-
го репертуара является способность ученика проиграть на память любой фрагмент произведения или транспони-
ровать его в другую тональность. Известно, что ясность формы, естественность и выразительность мелодии и
гармонии способствуют легкости закрепления музыки в памяти, и, наоборот, нарочитость, неестественность му-
зыки затрудняет запоминание.
Особую актуальность для исполнения в эстрадном оркестре приобретает развитие навыков чтения с листа.
Нельзя игнорировать этот вид работы в педагогической практике, следует воспитывать в ученике интерес к
этому роду творческой деятельности. Если учащийся в музыкальной школе недостаточно приобщался к читке
нот, то в музыкальном училище, в вузе, а тем более на практике он всегда будет болезненно ощущать этот про-
бел. К сожалению, развитию навыков чтения с листа педагоги по специальности не всегда уделяют должное
внимание. Происходит это не только из-за непонимания некоторыми педагогами важности вопроса, но часто
из-за недостатка времени. Поэтому каждый педагог должен использовать любые возможности для развития у
своих учеников качеств свободной ориентации в нотном тексте.
Таких возможностей у педагога, как показывает опыт, немало. Здесь имеется в виду и ознакомление с но-
вым музыкальным материалом, которое происходит почти на каждом уроке, и выделение небольшого количе-
ства времени из общего лимита урока для чтения незнакомого нотного текста одним учащимся или в составе
дуэта, трио и т.д., и, наконец, задание по читке с листа на дом.
Для того чтобы при ознакомлении с новым нотным текстом учащийся допускал как можно меньше оши-
бок, рекомендуется:
а) предварительно ознакомиться с новым текстом зрительно, осмыслить его тональность, метроритмиче-
скую структуру, в общих чертах динамику, штрихи, характер музыки, а также его целевую установку (в том
случае, если это этюд или упражнение);
б) выбрать темп (временный), в котором на данном этапе можно сыграть самые трудные в техническом
отношении места, не нарушая общего характера движения музыки. Неудачно выбранный (слишком быстрый)
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- …
- следующая ›
- последняя »