ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Особенности исполнения штрихов и
методика работы над ними
Для достижения четкости возникновения каждого звука необходимо, чтобы начало выдоха было совер-
шенно определенным, а каждый звук при своем возникновении сразу получал нужную степень напряжения.
Язык, исполняя роль клапана, открывает и прекращает доступ воздуха в инструмент, регулирует не только про-
должительность отдельных звуков, но и характер штрихов. Материалом для тренировки в исполнении штрихов
используется систематическая игра гамм и арпеджио в разных штрихах, а также специальные этюды.
В развитии техники исполнения отрывистых звуков необходимо очень внимательное наблюдение за точ-
ным совпадением движений языка и пальцев, чтобы не появилось посторонних призвуков. Мастерство испол-
нения разнообразных штрихов и требует систематического развития и совершенствования.
Первоначальное ознакомление со штрихами начинают с detache, поскольку этот штрих очень важен при
исполнении на всех духовых инструментах. Работа над detache для исполнителей на духовых инструментах
очень важна: она помогает выработать четкую и ясную атаку звука, ровную подачу выдыхаемой струи воздуха
и способствует формированию полного, красивого звука. При исполнении detache музыкант должен обращать
особое внимание на то, чтобы энергичный толчок языка при атаке и начало выхода производились строго одно-
временно. Следует также добиваться полного сохранения длительности звуков: иногда исполнители укорачи-
вают звуки. Широкая кантилена, подлинное «пение» на инструменте, овладение четкой и «звучащей» техникой
связаны с постоянным применением правильного detache. Штрих является фундаментом для успешного овла-
дения такими приемами игры, как: marcato, tеnuto и др. В качестве упражнений для овладения штрихом detache
рекомендуется использовать исполнение гамм и арпеджио в медленном движении.
Вторым шагом в освоении штрихов является работа над legato. Этот штрих почти на всех инструментах
(кроме тромбона) осваивается довольно легко, но требует соблюдения ряда условий. Необходимо следить за
тем, чтобы выдох и переход от звука к звуку производились возможно более плавно, без толчков, недопустимо
так называемое «выжимание» звука. Исполнителям на медных, амбушюрных инструментах при игре legato не
следует допускать появления «глиссандирующего» соединения звуков, для чего необходимо тесно и своевре-
менно менять «настройку» губ и подкреплять их работу активным выдохом. При игре на деревянных духовых
инструментах необходимы также правильные («экономные») движения пальцев, без чрезмерного их подъема
над инструментом и отклонений в стороны.
Наиболее проблемным является исполнение legato на раздвижном тромбоне. Связное исполнение звуков
на тромбоне требует четкого и быстрого, без толчков передвижения кулисы, что способствует преодолению
элементов glissando, неизбежных при медленном перемещении кулисы. Для развития этой техники используют
упражнения из пособия В. Блажевича «Школа развития легато на цуг-тромбоне».
В качестве упражнений для развития legato на всех духовых инструментах обычно используются гаммы и
арпеджио всех видов, а также различные образцы широкой, кантиленной музыки.
Следующим этапом в развитии техники штриха становится работа над staccato. Играющий должен овла-
деть быстрым и легким толчком языка при атаке, но быстрота движений языка (труднодостижимая сама по се-
бе) должна быть точно согласована по времени с движениями пальцев и должна подкрепляться соответствую-
щим напором выдыхаемой струи воздуха. Отрывистое воспроизведение звуков не должно искажать их качест-
ва: звуки не должны терять свою естественную «округлость».
Грамотное исполнение staccato требует правильной атаки звука. В частности, исполнителям на тростевых
инструментах не рекомендуется глубоко подкладывать язык под трость, а играющим на медных духовых инст-
рументах – вводить его в губную щель, поскольку полноценной атаки при этом не получится. Язык должен
подходить к губам и закрывать губную щель только в последний момент перед атакой звука, иначе возникает
эффект так называемого «заикания», когда уплотненная в полости рта струя выдыхаемого воздуха прижимает
язык к губам, препятствует свободному отталкиванию его от губ (или от верхних зубов), что приводит к за-
держке момента атаки звука. Иногда это явление обусловлено психологической «боязнью» первого звука.
Техника исполнения staccatissimo почти ничем не отличается от способа исполнения staccato, требуется
предельная отрывистость и четкость звучания, без излишнего утрирования и сокращения длительности звуков
из-за плотного смыкания губ после атаки (звуки становятся резкими и «сухими», немузыкальными, напоми-
нающими стук). При любом виде staccato звуки должны сохранять интонационную ясность, «округлость» и
естественность тембра.
Особое внимание необходимо уделять исполнению «двойного» staccato. Приемы исполнения его на дере-
вянных и медных инструментах различны. Исполнители на медных инструментах для исполнения четных мет-
рических фигур применяют парную комбинацию слогов (ту-ку), а для исполнения триолей – тройную комби-
нацию (ту-ту-ку); исполнители же на деревянных духовых инструментах применяют только парную комбина-
цию слогов (ту-ку) – более легкую и доступную для освоения. Эта разновидность штриха осваивается начи-
нающим музыкантом последней. Быстрое, легкое и хорошее звучание staccato незаменимо при исполнении лег-
ких, грациозных пассажей и является одним из самых ярких показателей виртуозного, технического мастерства.
В качестве упражнений для развития staccato необходимо использовать специальные этюды, а также игру
гамм и арпеджио.
В начальный период обучения на духовых инструментах необходимо овладеть приемом игры marcato.
Правильное marcato – весьма эффективный прием, особенно при игре на медных (амбушюрных) инструментах.
С его помощью исполнителям удается хорошо передавать волевой, решительный характер музыки. Этот штрих
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- …
- следующая ›
- последняя »