Музыкальное исполнительство и педагогика. Толмачев Ю.А - 80 стр.

UptoLike

Составители: 

У некоторых исполнителей природное хорошее вибрато получается без особой подготовительной трени-
ровки, у других оно имеет характер неприятного дрожания звука, с чем следует бороться. Необходимо требо-
вать от молодого исполнителя совершенно ровного звучания в течение длительного времени, чтобы мелкое
дребезжащее вибрато исчезло.
Умеренное вибрато средней частоты на духовом инструменте создает впечатление теплого, проникновен-
ного звука, оно улучшает качество тембра, а слишком частое вибрато придает звуку неустойчивый характер.
Играющий на духовом инструменте должен пользоваться приемом вибрато умеренно: беспрерывно дрожащий
звук духового инструмента быстро надоедает.
Один из способов вибрато состоит в колебании инструмента рукой, как это делают некоторые трубачи.
Валторнисты иногда вибрируют с помощью движений правой руки в раструбе инструмента. Другой прием за-
ключается в периодических ослаблениях и усилениях выдоха, создаваемых, по мнению некоторых исполните-
лей и педагогов, последовательными сужениями и расширениями голосовой щели.
Упражнения на вибрато проводятся на медленной, красивой кантилене. Полезно слушать исполнителей,
обладающих хорошим вибрато, а также использовать звукозаписи мастеров, владеющих этим приемом в высо-
кой степени.
Таким образом, у исполнителей на духовых инструментах имеются довольно широкие возможности в дос-
тижении чистоты строя и интонации, нужно лишь уметь своевременно и правильно пользоваться теми или
иными приемами.
В технике исполнительства особое значение имеет исполнение штрихов. Термин «штрих» происходит от
немецкого слова strich (черта, линия) и связан по смыслу с немецким глаголом streichen (вести, гладить, протя-
гивать). Штрихи представляют собой характерные приемы извлечения, ведения и соединения звуков, подчи-
ненные содержанию музыкального произведения. Проблема исполнительских штрихов достаточно сложна в
силу своих выразительно-смысловой и технологической составляющих.
Выразительно-смысловое значение исполнительских штрихов состоит, прежде всего, в том, что они явля-
ются неотъемлемой частью артикуляции, то есть слитного или раздельного «произношения» звуков в процессе
игры. Любая группировка нот в музыкальной фразе может быть «произнесена» исполнителем по-разному, и это
существенно изменит ее смысловое значение.
Штрихи органически связаны с особенностями музыкальной фразировки.
Прямая связь между штрихами и музыкальной фразировкой ярко проявляется в штрихе legato. Лиги, вы-
ставляемые в нотах, могут иметь фразировочный и штриховой смысл. Во многих случаях значение этих лиг
совпадает, и тогда создаются идеальные условия для осуществления выразительной фразировки. Однако часто
фразировочные лиги объединяют слишком большие фразы и тогда исполнители вынуждены заменять их штри-
ховыми.
Выразительное значение штрихов находится также в тесной связи с динамикой и агогикой, поскольку из-
менения силы звука и темпа обычно меняют и штриховые оттенки.
При игре на духовых инструментах изменение громкости звука сопровождается закономерным изменени-
ем характера атаки звука и вызывает смену штриховых оттенков (например, staccato переходит в detache).
Подобно динамике, штрихи в своем графическом выражении не определяют точно характера исполняемой
музыкальной фразы или пассажа. Штриховые обозначения, указанные в нотном тексте, не всегда являются
окончательными, поэтому от исполнителей требуется умение дополнить или уточнить их в соответствии с со-
держанием и стилем музыки. Исполнение, в котором не используются краски, достигаемые различными штри-
хами, производит вялое, однообразное впечатление. Правильный подбор штриховых оттенков имеет большое
художественное значение и служит показателем хорошего вкуса и музыкальной культуры исполнителей.
В исполнительстве на духовых инструментах техника штрихов обеспечивается изменением скорости дви-
жения языка при атаке звука, различной продолжительностью и интенсивностью выдоха, а также соответст-
вующей «перестройкой» губного аппарата играющего.
В практике игры на духовых инструментах штрихами нередко называли определенные виды ритма (на-
пример, пунктирный ритм) или динамических оттенков, и легко убедиться, что в этом вопросе существовали и
существуют еще некоторые неясности.
Одну из первых и наиболее значительных попыток систематизировать вопрос о штрихах при игре на духо-
вых инструментах предпринял в 30-х гг. выдающийся советский исполнитель и педагог В. Блажевич [34].
В своих методических трудах «Школа для раздвижного тромбона» и «Школа коллективной игры на духо-
вых инструментах» В. Блажевич подробно изложил свои взгляды на сущность различных приемов звукоизвле-
чения, которые заслуживают серьезного внимания.
Блажевич В. заявил о возможности применения при игре на духовых инструментах следующих видов атак:
а) атака без толчка языка;
б) мягкая атака (portamento);
в) атака non legato;
г) звучащая атака (detache);
д) акцентированная атака (sforzando);
е) тяжелая атака (pesante);
ж) короткое staccato (spiccato);
з) отрывистое staccato (secco) и staccatissimo;
к) двойное staccato;
л) тройное staccato.