Музыкальное исполнительство и педагогика. Толмачев Ю.А - 79 стр.

UptoLike

Составители: 

Новое качество звучания может появиться только в результате длительных и систематических упражне-
ний, в частности, при исполнении музыки в медленном темпе. При этом исполнитель может сосредоточить свое
внимание на каждом звуке и сделать соответствующие поправки в положении губ, в дыхании и степени напря-
жения мускулов лица.
Не всегда правильно суждение о том, что на звучание духового инструмента оказывает влияние объем и
форма ротовой полости, так как в исполнительском процессе музыканта-духовика ни ротовая полость, ни гор-
тань не являются резонаторами, что, в частности, доказано в работе Н. Волкова «Экспериментальное исследо-
вание некоторых факторов процесса звукообразования (на язычковых духовых инструментах)».
Практика показывает, что наибольшие интонационные погрешности наблюдаются у исполнителей, имею-
щих плохой тембр звука при игре на инструменте. Резкий, крикливый, не свойственный данному инструменту
звук производит неприятное впечатление, вызывает ощущение фальши. Исполнитель-духовик обязан в гаммах,
этюдах, упражнениях и пьесах применять дополнительную и вспомогательную аппликатуры, добиваясь ровно-
го звучания инструмента во всех регистрах независимо от вида аппликатуры.
Важным средством для развития навыков чистого интонирования является игра в ансамбле. Она развивает
у музыканта умение слышать и определять роль своей партии и воспринимать звучание в целом, а также обязы-
вает каждого исполнителя воспитывать в себе умение приравнивать звучание своего инструмента к общей
звучности.
В достижении чистоты интонирования огромную пользу приносит работа над пьесами, этюдами, гаммами
и различными упражнениями в медленном темпе. Она дает возможность ярче осознать свои исполнительские
недостатки, проанализировать причину их возникновения, проверить эффективность средств, избранных для
исправления тех или иных погрешностей.
Практика показывает, что на строй духовых инструментов существенное влияние оказывают температур-
ные условия, способы общей настройки инструмента и отдельных его регистров, состояние трости и мундшту-
ка, производственные дефекты, нарушение правил эксплуатации и некоторые другие обстоятельства.
Все духовые инструменты при охлаждении имеют тенденцию к понижению строя, а при нагреваниик
повышению. В процессе игры на духовой инструмент оказывает влияние и температура окружающей среды, и
температура выдыхаемого исполнителем воздуха. В результате создается определенное рабочее температурное
состояние самого инструмента, наиболее благоприятное для настройки. Подстройка бывает необходимой и в
процессе игры, когда общий строй инструмента может повыситься или (что реже) понизиться. В таком случае
исполнитель обязан соответственно изменить настройку инструмента.
Способ исправления неточностей настройки инструмента взаимодействием напряжения губ и дыхания
возможен в тех случаях, когда отклонение высоты звука от нормы незначительно. Когда же неточность на-
столько велика, что исполнитель не может ее преодолеть этими средствами, необходимо устранить недостатки
конструкции инструмента.
Духовые инструменты порой имеют дефекты, возникшие при их изготовлении или ремонте, а также в ре-
зультате нарушений правил их эксплуатации. К ним относится, в первую очередь, несоответствие установлен-
ному стандарту длины кронов мундштучной трубки или мундштука, диаметра звуковых отверстий у деревян-
ных духовых инструментов, несоответствие «подушечек» чашечкам клапанов, а также слишком малая или
большая открываемость звуковых отверстий, образование вмятин на медных духовых инструментах и осадков
в их канале. Эти дефекты отрицательно влияют на строй инструментов, изменяют высоту отдельных звуков.
Большинство этих дефектов могут быть устранены самими исполнителями.
Однако и при самой целесообразной постановке исполнение на инструменте самого высокого качества
может быть все же фальшивым. Иногда причиной фальшивого звучания становится неумение ученика слушать
исполняемую музыку. Исполнитель должен распределить свое внимание таким образом, чтобы хорошо слы-
шать и свое исполнение, и сопровождающую его музыку, а в звучащей гармонии находить опору для точного
интонирования.
Считая чистую интонацию безусловно обязательной для каждого музыканта, следует с самых первых сту-
пеней обучения развивать у учащегося это качество. Только постоянное наблюдение за точностью интонации,
привлечение внимания учащегося к каждому фальшивому звуку может создать у учащегося критическое отно-
шение к малейшей интонационной неточности. Это, в свою очередь, усиливает приспособленность губ и дыха-
ния к точному интонированию.
Создавать особые упражнения для развития точной интонации нецелесообразно. Упражняться в интони-
ровании можно на любом материале. Необходимо только внимание и острота музыкального слуха.
Развивая у начинающих чистоту интонации, следует больше использовать упражнения и пьесы, в которых
ясно заметен каждый неточный звук. Очень полезно исполнение в медленном движении арпеджио, трезвучий и
других аккордов. Во время работы над строем нужно учитывать свойства интонирования интервалов. В прак-
тике наблюдается следующее явление: большие интервалы обычно исполняются с тенденцией к понижению
верхнего звука, малыек повышению. Поэтому, занимаясь любыми упражнениями, нужно требовать от обу-
чаемых, чтобы в большом интервале верхний звук исполнялся несколько выше, а в маломниже. Соответст-
венно, если основным является верхний звук интервала, то в больших интервалах нижний звук должен испол-
няться несколько ниже, в малыхвыше. Таким образом, большие интервалы должны немного «расширяться»,
а малые – «суживаться». То же самое относится к интервалам увеличенным и уменьшенным.
Проблема чистого интонирования часто оказывается связанной с проблемой вибрато на духовых инстру-
ментах. Вибрато на духовых инструментах представляет собою периодическую пульсацию выдоха, приводя-
щую к изменениям высоты звука.