Музыкальное исполнительство и педагогика. Толмачев Ю.А - 78 стр.

UptoLike

Составители: 

На духовых инструментах переход от одной ступени хроматического звукоряда к другой происходит в ре-
зультате изменения давления струи воздуха, поступающей в инструмент, и длины воздушного столба, заклю-
ченного в его канале. Это достигается регулированием напряжения губных мышц и выдыхаемой струи воздуха,
а также применением соответствующей аппликатуры.
Следовательно, интонационные отклонения отдельных звуков от нормы настройки могут быть ликвидирова-
ны или значительно исправлены с помощью губного аппарата. Иногда вместе с громкостью изменяется и высота
звука, что свидетельствует о невнимательности исполнителя или о слабости его губных мышц. Некоторые испол-
нители на медных и язычковых духовых инструментах при игре crescendo, forte и fortissimo понижают звук, а при
diminuendo, piano и pianissimo повышают. Но при внимательном слуховом контроле можно с помощью губного
аппарата сохранить высоту заданного звука в различных нюансах.
Кроме дополнительной и вспомогательной аппликатуры, применяемой на всех духовых инструментах, на
некоторых из них возможно использование других способов изменения высоты звука. Исполнители на гобое и
фаготе для повышения звука меньше охватывают трость губами, для пониженияохват трости увеличивают.
Исполнители на валторне для повышения засурдиненных звуков вводят правую руку в раструб глубоко и плот-
но, для их пониженияглубину ввода руки в раструб уменьшают. Пользоваться перечисленными способами
следует осторожно, так как при этом может ухудшаться тембр звука.
Для того чтобы добиться чистоты интонирования на духовых инструментах, исполнитель должен система-
тически развивать свой губной аппарат, хорошо знать интонационные особенности своего инструмента, допол-
нительную и вспомогательную аппликатуры и умело применять их.
Известно, что на высоту звука, взятого на любом из духовых инструментов, оказывает воздействие степень
напряжения губ играющего и сила струи воздуха, посылаемой в инструмент. Чем лучше у исполнителя развиты
музыкальный слух, губной аппарат и техника дыхания, тем интонационно устойчивее и чище будет его игра.
Поэтому работа над достижением чистоты интонации должна осуществляться на материале, способствующем
равномерному развитию всех элементов исполнительской техники.
Для достижения этой цели весьма благоприятны упражнения, построенные на звуках продолжительной
длительности. Они дают исполнителю возможность: а) проконтролировать высоту, устойчивость тембра, плот-
ность динамических изменений каждого извлекаемого звука; б) укрепить выдержку мышц губного аппарата; в)
развить исполнительское дыхание, добиваясь полноты вдоха, постепенного и ровного выдоха.
Такие упражнения помогают исполнителю выработать координацию действий губного аппарата и дыхания
при извлечении звуков различной высоты. Навык приготовления губного аппарата должен быть тесно связан с
умением сохранять точную интонацию звука во время его филирования.
Одни педагоги считают, что звуки продолжительной длительности следует проигрывать в диатонической
или хроматической последовательности, другие рекомендуют исполнять эти звуки в виде ряда арпеджио опре-
деленной ладогармонической последовательности.
При игре упражнений в арпеджио их ладовая организация обеспечивает необходимые условия для слухо-
вого контроля над каждым извлекаемым звуком, а чередование звуков различных регистров способствует укре-
плению и равномерному развитию губного аппарата на всем диапазоне. После овладения навыками чистоты
интонирования трезвучий можно переходить к освоению диссонирующих аккордов.
При этом исполнитель должен добиваться четкого начала звука, устойчивости интонации, ровности нюан-
са и тембровой окраски звука на всем его протяжении, а также следить за тем, чтобы звук заканчивался в мо-
мент, избранный исполнителем. По мере овладения звуками в указанных нюансах можно перейти к более
сложным нюансовым последовательностям (pp < ff, ff > РР; ff > РР sf < ff и т.п.). Следует добиваться плавности в
crescendo и diminuendo.
Особым направлением педагогических усилий должно стать развитие техники губ, от которой зависит
красота звука и интонационная точность. Губы исполнителя на духовом инструменте должны обладать способ-
ностью выдерживать значительное и длительное напряжение и, кроме того, быстро менять степень этого на-
пряжения в зависимости от высоты и силы извлекаемого звука. В то время как для низких и средних звуков
достаточно незначительного напряжения, для высоких звуков требуется сила и выносливость губ, которые
формируются только в результате длительной и систематической тренировки. Подвижность, способность мгно-
венно и точно достигать той степени напряжения, которая необходима для получения звука требуемой высоты,
является фактором исполнительского мастерства. Но излишняя поспешность в этом может привести к нежела-
тельным результатам: появляются шипящие призвуки и тусклость звучания. Следует подбирать такой музы-
кальный материал, в котором расширение диапазона как вверх, так и вниз будет достаточно постепенным; ак-
тивно должны использоваться гаммаобразные упражнения, а также упражнения, построенные на аккордах в
различных комбинациях и гаммы, исполняемые ломаными терциями и секстами. Когда губы и связанные с ни-
ми мускулы лица будут достаточно развиты, технику губ следует поддерживать упражнениями с большим диа-
пазоном смены напряжения губ.
Для того чтобы звук был безупречен по чистоте интонации и удовлетворителен по тембровому качеству,
необходимо точное соответствие степени напряжения губ силе выдоха. Необходима та степень напряжения
лицевых и дыхательных мышц, которая обеспечит интонационную точность и качество звука.
Степень подвижности и выносливости губ неразрывно связана с положением их на мундштуке. У некото-
рых исполнителей выдыхаемая струя воздуха выходит не в центре, а несколько в стороне от середины губ. Учет
особенностей губ при постановке мундштука позволит исполнителю добиться наилучшего звука и высокой
техники губ. Объективные правила постановки должны соответствовать субъективным ощущениями исполни-
теля, малейшие изменения которых всегда связаны с изменениями характера и качества звука.