Музыкальное исполнительство и педагогика. Толмачев Ю.А - 76 стр.

UptoLike

Составители: 

ких при таком дыхании неполный, так как средний и верхний участки грудной клетки в процессе вдоха участ-
вуют слабо.
При грудо-брюшном (смешанном) типе дыхания благодаря комбинированному действию диафрагмы и
всех мышц грудной клетки достигается наибольший эффект вдоха. Тем не менее, при игре на духовом инстру-
менте нельзя отрицать важности и необходимости использования в исполнительской практике духовиков раз-
ных типов дыханиягрудного и диафрагмального (брюшного): типы дыхания определяются характером самой
музыки.
Условия игры обязывают музыканта-духовика производить часто полный и быстрый вдох. Для обеспече-
ния этого условия музыканты прибегают к участию во время вдоха не только носа, как при нормальном вдохе,
но и рта. Степень участия рта в момент вдоха определяется спецификой звукоизвлечения на том или ином ду-
ховом инструменте. Так, например, на трубеинструменте с узкой мензурой, требующей не столько большого
объема запаса воздуха, сколько интенсивности и сконцентрированности выдыхаемой воздушной струиос-
новная нагрузка при вдохе ложится на нос. Рот выполняет здесь лишь вспомогательные функции, и то в исклю-
чительных случаях, когда требуется быстрый полный вдох. На широкомензурных инструментах (тромбон, ту-
ба), где полнота вдоха всегда более объемна, чем в инструментах с узкой мензурой и выдох не столь сконцен-
трирован, активность участия рта в процессе вдоха более высокая.
При игре на деревянных духовых инструментах основная часть вдыхаемого воздуха проходит через рот, и
лишь незначительная частьчерез нос.
Степень активности участия в процессе вдоха ртом или носом зависит также от музыкальной фразы и, в
связи с этим, – от применяемых типов дыхания. Если при диафрагмальном вдохе основная часть воздуха вды-
хается через рот, при грудо-брюшномчерез рот и нос, то при грудном вдохе активная роль принадлежит носу.
Слушателя может раздражать игра исполнителя только из-за того, что он шумно, неэстетично вдыхает.
Поэтому вдох через нос является более бесшумным, он близок к естественному процессу дыхания, вдох через
нос значительно гигиеничнее.
Но решающая роль в исполнении принадлежит выдоху, так как он связан уже непосредственно с художе-
ственной стороной исполнительского процесса. Выдох должен быть разнообразен и гибок: то бурный и поры-
вистый, то едва заметный и плавный, то усиливающийся и замирающий, то ускоряющийся и замедляющийся и
т.д.
Розанов С.В. подчеркивал важность для исполнителя «играть на опоре», или на «опертом» дыхании. На
всех медных и деревянных инструментах, за исключением флейты, усиление выдоха при неизменяющемся на-
пряжении мускулов губ вызывает некоторое понижение звукаусиленный выдох приводит в колебание более
крупные части вибраторов, порождающих звук. В инструментах с камышовой тростью (гобой, кларнет, фагот)
будут вибрировать большие участки трости. Более сильное сжатие губами трости сократит длину ее колеблю-
щейся части и помешает понижению звука.
При исполнении на духовом инструменте выдох должен иметь необходимое качество: то равномерный, то
постепенно ускоряемый, то постепенно замедляемый, в зависимости от динамических нюансов. Усиление звука
связано с ускорением выдоха, ослаблениес постепенным замедлением; при постепенном и равномерном вы-
дохе получается ровный по силе звук. Так достигаются самые разнообразные нюансы звука.
Развивать дыхание нужно постепенно: от отдельных, не слишком продолжительных звуков и небольших
музыкальных фраз с равномерным в динамическом отношении звучанием и минимизацией интонационных по-
грешностей следует переходить к дальнейшему развитию исполнительского дыхания на материале с более про-
должительными звуками и фразами, с постепенным усилением и ослаблением выдоха. Необходимо при этом
постоянно контролировать качество исполнительского выдоха слухом. Для развития навыков исполнительского
дыхания в педагогической практике широко используется исполнение гамм в медленном движении с примене-
нием различной нюансировки. Завершение развития техники дыхания достигается в работе над специально
подбираемым музыкальным материалом, в котором исполнение имеющихся динамических оттенков требует
определенного мастерства.
Специальное внимание следует уделять развитию мускулов губ и лица, что необходимо учитывать при
подборе упражнений, предназначенных для развития дыхания. У некоторых исполнителей при выдохе часть
воздуха выходит через нос, что приводит к потере тембровых красок звука, поэтому педагог должен своевре-
менно заметить и исправить этот недостаток.
От дыхания зависит не только динамическая сторона исполнения и качество звука. С помощью дыхания
отделяются музыкальные фразы одна от другой, следовательно, необходимо обратить внимание ученика на
роль дыхания в музыкальной фразеологии. Правильное распределение пунктов смены дыхания имеет огромное
значение для выразительности исполнения: педагог должен на основе анализа строения произведения и учета
исполнительских возможностей ученика точно указать моменты, где следует делать вдох. В этом анализе дол-
жен участвовать и ученик, постепенно приучаясь самостоятельно разбираться в тексте. Моменты вдоха не мо-
гут располагаться в случайных местах, слушатель никогда не должен чувствовать, что исполнителю нужно
взять дыхание. Встречаются очень длинные музыкальные фразы, которые невозможно исполнить на одном ды-
хании. В этом случае следует найти место, где можно взять дыхание, не нарушив смысла музыкальной фразы.
Неправильное распределение пунктов вдоха может привести к искажению смысла музыкальной фразы. При
этом лига не должна служить препятствием для вдоха, поскольку она указывает лишь на необходимость плав-
ного и связного исполнения.