Музыкальное исполнительство и педагогика. Толмачев Ю.А - 81 стр.

UptoLike

Составители: 

Развивая и систематизируя взгляды В. Блажевича на штрихи духовых инструментов, его ученик Б. Гри-
горьев [70] в своей «Школе игры на тромбоне» разделил штрихи на три группы:
а) группа твердой атакировки (detache, pesante, marcato);
б) группа укороченной атакировки (spiccato, secco, staccatissimo);
в) группа мягкой атакировки (non legato, tenuto, portamento).
Эта систематизация обеспечивает тесную связь штрихов с атакой звука.
В учебных пособиях профессора Н. Платонова «Школа игры на флейте» и «Методика обучения игре на
духовых инструментах» в качестве штрихов рассматриваются: legato, staccato, portamento.
Однако при игре на духовых инструментах понятия «штрих» и «атака звука» не идентичны, хотя очень
тесно связаны между собой. Атака звукаэто только начальный момент извлечения звука. В соответствии с
различным характером музыки, условно принято различать два наиболее характерных оттенка атаки: «твер-
дую» атаку и «мягкую» атаку звука.
«Твердая» атака звука характеризуется энергичным толчком языка и усиленным напором выдыхаемой
струи воздуха. В практике игры и обучения на духовых инструментах она связывается обычно с произношени-
ем слогов ту или та. «Мягкая» атака звука осуществляется при помощи смягченного толчка языка, который
спокойно отталкивается от губ назад, что связывается обычно с произношением слогов ду или да. Качество ата-
ки звука, то есть его начала, имеет исключительно важное значение для исполнителей на духовых инструмен-
тах, поскольку оно во многом определяет характер исполнения различных штрихов. Штрихпонятие более
широкое, так как атака звука является лишь составной частью штриха. Штрих жеприем исполнения, соче-
тающий определенный характер извлечения, ведения и соединения звуков, то есть он включает в себя всю дли-
тельность звука, от начала звука до его окончания.
При игре на духовых инструментах возможно применение следующих штрихов:
1. Detache – прием исполнения, характеризующийся отчетливым (но не резким) толчком языка при атаке
отдельных звуков и достаточно полной их протяженностью, что достигается за счет равномерной и плавной
подачи выдыхаемого воздуха. В нотной записи обычно особых обозначений не имеет, что обращает внимание
исполнителя на необходимость полностью выдерживать длительность звука.
2. Legato – прием связного исполнения звуков, при котором язык участвует лишь в воспроизведении пер-
вого звука; остальные звуки исполняются без участия языка, при помощи согласованных действий дыхатель-
ного аппарата, пальцев и губ играющего.
3. Staccato – прием исполнения, характеризующийся извлечением отрывистых звуков. Достигается при
помощи быстрых толчков языка, регулирующих начало и прекращение движения выдыхаемой струи воздуха.
Разновидностью staccato является staccatissimo – прием исполнения отдельных, максимально отрывистых
звуков.
4. Marcato – прием исполнения отдельных, подчеркнуто сильных (акцентированных) звуков. Осуществля-
ется при помощи резкого, актированного толчка языка при атаке и энергичного выдоха.
5. Non legato – прием несвязного, несколько смягченного исполнения звуков. Достигается за счет смягчен-
ного толчка языка, который слегка прерывает движение выдыхаемой струи воздуха, образуя небольшие паузы
между звуками.
6. Portato – прием исполнения мягко подчеркнутых, слигованных и полностью выдержанных звуков. Осу-
ществляется при помощи предельно мягких толчков языка, почти не прерывающих движение выдыхаемой
струи воздуха.
Кроме этих приемов исполнения, в практике игры на некоторых инструментах (флейте, корнете, трубе,
валторне, тромбоне и фаготе) применяются специфические штрихидвойное и тройное staccato – прием ис-
полнения быстро следующих друг за другом отрывистых звуков. В основе этого приема лежит регулирование
подачи струи выдыхаемого воздуха в инструмент, осуществляемое попеременно передним концом языка и его
спинкой. Практическое выполнение этого приема связывается с произношением слогов: ту-ку или та-ка.
Тройное staccato отличается от двойного лишь тем, что в этом случае произносятся не два, а три слога (ту-
ту-ку или та-та-ка). Применяется этот прием преимущественно исполнителями на медных инструментах в тех
случаях, когда необходимо в быстром темпе исполнить тройное чередование звуков (триоли, секстоли и т.п.).
В исполнительской практике нередки случаи ошибочного причисления некоторых приемов звукоизвлече-
ния tenuto и pesante к категории штрихов. Музыкальный термин tenuto (выдержанный) означает необходимость
полного выдерживания длительности звука; самостоятельного штриха он не образует, так как техника выпол-
нения этого приема ничем не отличается от штриха detache. Обозначение tenuto служит обычно для напомина-
ния о неообходимости полностью выдержать данный звук. Обозначается в нотной записи словом tenuto, а ино-
гда и черточкой.
Термин pesante (грузно, тяжело) обозначает прием исполнения «тяжелых» звуков, особенно часто встре-
чающийся в практике игры на медных духовых инструментах (трубе, тромбоне, тубе и др.). К числу штрихов
также не принадлежит, поскольку указывает лишь на требуемый характер исполнения, технической же основой
выполнения этого приема является опять-таки штрих detache. В нотной записи этот прием исполнения отмеча-
ется словом pesante.
При выборе штрихов исполнитель обязан руководствоваться авторскими указаниями и точно их выпол-
нять. В тех же случаях, когда авторские обозначения штрихов отсутствуют, исполнитель должен сам подобрать
соответствующие штрихи. Однако делать это нужно умело, чтобы не нарушить смыслового содержания испол-
няемой музыки.