ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
требует умения производить четкую, акцентированную атаку звука с помощью резкого, энергичного толчка
языка и усиленного выдоха. При умелом выполнении каждому звуку придается подчеркнуто-сильное, акценти-
рованное начало. Однако подчеркивание звука должно быть умеренно сильным, отличаться от sforzando. После
освоения основных штрихов, требующих «твердой» атаки звука, следует перейти к изучению приемов игры,
выполняемых при помощи «мягкой» атаки: nоn legato и portato, в исполнении которых есть много сходного
(общность характера атаки и динамики). Эти штрихи исполняются при небольшой силе звука (от рр до mf).
Следует иметь в виду, что при игре portato звуки исполняются с максимальной протяженностью, тогда как при
nоn legato длительность звуков слегка сокращается за счет образования небольших пауз между звуками, сама
атака звука при portato отличается предельной «мягкостью».
При воспроизведении на духовых инструментах штрихов струнных (например, при имитации штриха mar-
tellato) следует останавливать звук перед каждой следующей нотой, с тем чтобы в оркестре у одной группы ин-
струментов эти ноты не оказались протяженней, чем у других групп.
Для этих штрихов необходим минимум упражнений, длительная, непрерывная работа над штрихами por-
tato и nоn legato обычно не рекомендуется, так как у музыкантов может притупиться ощущение четкого начала
звука. В качестве таких упражнений рекомендуется использовать гаммы и арпеджио всех видов, а также неко-
торые фрагменты из музыкальной литературы:
Важнейшее значение для выполнения штрихов имеет умение играющего находить для каждого штриха
нужную атаку звука. Постоянное изменение твердости или мягкости атаки звука придает штрихам необычную
гибкость и разнообразие их оттенков. Совершенствование техники штрихов немыслимо без систематической
тренировки (ежедневных занятий на инструменте).
Еще одно направление работы – развитие техники пальцев, достижение которой должно быть постепен-
ным. Важным условием нормального и успешного развития техники пальцев является отсутствие излишнего
напряжения в организме исполнителя. Учащийся должен играть в том темпе, который позволяет проследить за
ритмичностью. Необходимое напряжение должны испытывать только мышцы, непосредственно занятые рабо-
той, все остальные мускулы должны быть ослаблены. Следует избегать лишних движений, затрудняющих ис-
полнение.
Работа по развитию техники пальцев требует ритмичности исполнения, соблюдения чистоты в переходах
от звука к звуку (интонационные погрешности возникают из-за неточных движений пальцев и несоответст-
вующего напряжения губ), правильной подачи дыхания.
Для достижения чистоты в переходах нужно пользоваться написанными для этой цели упражнениями. По-
лезно изучение упражнений, основанных на целотонном звукоряде и звукоряде, состоящем из последователь-
ного чередования полутонов и тонов. Упражнения следует чередовать с художественным материалом, воспи-
тывающим также разные стороны техники. Обучающийся должен усвоить аппликатуру своего инструмента и
свободно пользоваться ею. Кроме основной аппликатуры и ее разновидностей, на некоторых духовых инстру-
ментах можно пользоваться вспомогательной аппликатурой. При этом полезны этюды на различные виды тех-
ники и сочетание технических приемов.
Нельзя забывать о том, что техника является только средством, что увлечение внешним техническим бле-
ском и ослабление внимания к содержанию произведения лишают исполнение художественности, осмысленно-
сти и убедительности. Интеграция выразительности и эмоциональности исполнения с высоким техническим
мастерством является высотой исполнительской школы.
Отставание какой-либо стороны техники обучаемого должно компенсироваться изучением соответствую-
щих этюдов, упражнений или пьес, но эта инструктивная литература не должна преобладать над литературой
художественной.
При воспитании исполнителя в сфере музыкального искусства эстрады одним из актуальнейших направ-
лений становится развитие чувства ритма. Особое ритмическое чувство при исполнении эстрадной музыки вы-
рабатывается только путем практических занятий. Без ритмической ясности и выразительности исполнение
виртуозных произведений становится бледным, бессодержательным. Следовательно, у учащегося необходимо
развивать способность ощущать метро-ритмическую пульсацию: чем острее и точнее ее ощущение, тем совер-
шеннее ритмическая сторона исполнения.
Однако укоренившаяся привычка подчеркивать метр внешними движениями может сковывать исполните-
ля и ограничивать его технические возможности, например, в джазовом исполнительстве, в котором музыкаль-
ный ритм может быть очень далек от механически точного и размеренного движения. Сопровождение педаго-
гом исполнения учащегося отстукиванием ногой, щелчками, отсчитыванием вслух долей такта или иными спо-
собами подчеркивания метра также мешает развитию и выявлению у него собственных метроритмических
ощущений, которые должны быть гибкими и выразительными.
Хорошо развитая способность к ощущению точного метра дает основу для проявления ритмической сво-
боды, являющейся важнейшим средством выразительности при исполнении эстрадно-джазовых произведений.
Для развития метроритмического чувства полезно играть произведения составными (пятидольными, семи-
дольными и т.п.) размерами, а также с сопоставлением триолей с группами из двух или четырех нот, а также
произведения с частыми отклонениями от основного ритма.
Следует обратить особое внимание на ритмическую сторону исполнения каденций, записанных без деле-
ния на такты: необходимо найти метроритмическую форму и правильно определить место первого акцента.
Часто для выразительного исполнения каденции требуется значительно нарушить равномерность движения
(ускорение в одном месте может быть компенсировано соответствующим замедлением движения в другом).
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- …
- следующая ›
- последняя »