Музыкальное исполнительство и педагогика. Толмачев Ю.А - 88 стр.

UptoLike

Составители: 

Выполнение этих заданий не представляет особых сложностей, однако обеспечивает прочную основу для
овладения музыкальной формой.
Следует указать на один из важных элементов ритмики джазовой импровизациисвингкак своеобраз-
ную манеру исполнения джазовой музыки, ритмическую импульсивность, создающую особую характерную
напряженность звучания в момент исполнения произведения, ощущение неуклонного нарастания темпа, хотя
формально он считается неизменным. Воспитание чувства свингаодна из центральных задач в процессе заня-
тий. Поэтому с первых шагов обучения вместе с изучением основ импровизации музыканты изучают приемы
свингования. На занятиях необходимо научить особому прочтению ритмических рисунков, специфических для
музыкального искусства эстрады, научить «освинговывать» музыкальный текст, то есть выработать умение
интонационного раскачивания звука с акцентированием, артикуляцией, ритмической пульсацией, характерны-
ми для свинга.
Овладение свингомпроцесс очень сложный, и не всем исполнителям удается достичь необходимых ре-
зультатов. Как показывает практика, формирование характерной ритмической импульсивности надо начинать с
пения специально подобранных упражнений на произвольные слоги (та, да, па, ба и т.д.).
Опытные педагоги используют в качестве упражнений
фрагменты из тем и импровизационных соло вы-
дающихся джазовых музыкантов. Они расшифровывают, записывают их и распределяют по степени сложности
и педагогической целесообразности для групповых и индивидуальных занятий. Овладение приемом надо соче-
тать с занятиями у фортепиано и с фонограммой. Начинать надо с простых ритмических рисунков с постепен-
ным усложнением учебно-инструктивного материала.
Поскольку свинг есть утонченное чувство ритма, то в методике овладения основными приемами его ис-
полнения можно рекомендовать следующую последовательность.
Во-первыхразвитие навыков ритмической интерпретации восьмых нот восьмыми триолями. Выбор имен-
но этой длительности обусловлен более легким усвоением такого ритмического рисунка начинающими музыкан-
тами по сравнению с четвертными и шестнадцатыми:
Написано:
Исполняется:
На первых занятиях целесообразно начать с упражнений на одной ноте: это не будет отвлекать от основной
задачи воспроизведения ритма.
Исполнение триолями надо продолжать до тех пор, пока у музыкантов не появится чувство свинга. Только
после этого можно перейти к более сложным упражнениям с двумя, тремя, четырьмя и т.д. нотами, а затем к
исполнению мелодий.
Следующим приемом в овладении свингом является акцентированиеперемещение акцентов с сильной
доли на слабую. Методически этот прием отрабатывается вначале на простых ритмических рисун-кахвось-
мые и четверти. Преподаватель на нотоносце пишет различные ритмические комбинации с указанием акцентов
над нотой и объясняет, в чем суть приема и как его надо исполнять:
Третий приемартикуляция. Одним из важных методических требований является освоение приема на
музыкальном материале, имеющем один и тот же ритмический рисунок, мелодическую линию. Изменяя смы-
словые точки, а в соответствии с этим, и характер исполнения, участники наглядно познают сущность приема,
его роль в произнесении фразы:
Наряду с ритмической интерпретацией, акцентированием, артикуляцией важным ритмическим элементом
эстрадной и джазовой музыки является синкопирование. В джазе синкопа читается по-особомус ускорением,
уменьшением длительности или замедлением, увеличением длительности одной ноты за счет другой. Овладе-
ние синкопированием требует длительного тренажа, при этом значительна роль показа. Поэтому наряду с нот-
ным материалом руководитель должен иметь специальные магнитофонные записи, чтобы участник мог сопос-
тавить запись в нотах с действительным звучанием.
Одним из сложнейших приемов свинга является «конфликт» между акцентировкой в импровизационном
или написанном соло исполнителя и акцентами ритм-группы, наложение триолей на простые длительности.
Это создает определенное напряжение между одновременно звучащими ритмическими контрастирующими
построениями.