ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
17
Традиционным является представление о звезде как точке с
расходящимися от нее лучами, а также представление души человека в образе
точки- искры :
3. Он не горевал, расставаясь с ними, то есть с жизнью . Может быть,
потому, что ему мечталось встретиться с Лелькой . Не то, чтоб он верил в
загробное существование, но душа-то должна остаться . На это он надеялся .
Душа ведь существует в виде какой - то психической точки, значит, души их
могут встретиться . Это была вера для себя. Всего лишь вера , которую он не
путал со своими знаниями (Гранин).
4. Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда .
(И. Бродский. Рождественская звезда)
Задание 16. Образ Единицы несет в себе положительное начало. Сюда
входит и понятие точки как центра , средоточия жизненных сил и энергий
( «жизненная точка» у Гете), потенций развития («активный Принцип» по
Флоренскому). И это тоже хорошо просматривается на материале
художественных текстов. Охарактеризуйте на основании приведенных
примеров особенности актуализации образа точки в художественной семантике
на базе семы сосредоточение.
5.В какой - то прозрачной , напряженной точке – я сквозь свист ветра
услышал сзади знакомые, вышлепывающие, как по лужам, шаги (Е . Замятин).
Точка может пониматься и как фокус, собирающий , концентрирующий
энергию , которая может нести и разрушительное начало для человека :
6.Но музыка была для меня культом, то есть той разрушительной точкой, в
которую собиралось все, что было самого суеверного и самоотреченного во
мне… ( Б . Пастернак).
При понимании точки как средоточия , потенции развития , движения ,
возникновения и т. д., нередко образ точки сопрягается с другими
геометрическими образами, воплощающими эту идею :
7. Так говорится – поставить точку. В человеческой судьбе точка – это
свернутая спираль, это – праатом, из которого вырастает новая вселенная (Д .
Гранин).
8.Нет, я не понимаю . Но я молча киваю головой . Я растворился , я -
бесконечно малое , я – точка. В конце концов в этом точечном состоянии есть
своя логика (сегодняшняя): в точке больше всего неизвестностей , стоит ей
двинуться , шевельнуться – и она может обратиться в тысячи разных кривых,
сотни тел (Е . Замятин).
Пространственная схема движения (развертывания ) точки может
рассматриваться как символическое пространственное воплощение идеи
развития в целом .
Задание 17. На основании рассмотренных примеров охарактеризуйте
ассоциативно - символическую базу понятия точки.
Задание 18. Отберите из приводимых в пособии примеров такие, которые
подтверждают и иллюстрируют функцию точки как базового элемента ,
связанного со структурированием пространства реального и перцептуального.
17 Т ра диционны м является предста вление о звезде ка к точке с ра сходящ имися от нее луча ми, а та кж е предста вление душ и человека в обра зе точки-искры : 3. О н не г орева л, ра сста ва ясь с ними, то есть с ж изнью . М ож ет бы ть, потому, что ему мечта лось встретиться с Л елькой . Н е то, чтоб он верил в за г робное сущ ествова ние, но душ а -то долж на оста ться. Н а э то он на деялся. Д уш а ведь сущ ествует в виде ка кой -то пс и хи ч ес к ой т оч к и , зна чит, душ и их мог ут встретиться. Э то бы ла вера для себя. В сег о лиш ь вера , которую он не пута л со своими зна ниями (Гра нин). 4. О нбы л всег о лиш ь т оч к ой. И т оч к ой бы ла звезда . (И. Бродс к и й. Р ож дес т венс к ая звезда) За да ние 16. О бра з Е диницы несет в себе полож ительное на ча ло. Сю да входит и понятие точки ка к центра , средоточия ж изненны х сил и э нерг ий (« ж изненна я точка » у Гете), потенций ра звития (« а ктивны й Принцип» по Ф лоренскому). И э то тож е хорош о просма трива ется на ма териа ле худож ественны х текстов. О ха ра ктеризуй те на основа нии приведенны х примеров особенности а ктуа лиза ции обра за точки в худож ественной сема нтике на ба зе семы с ос редот оч ени е. 5.В ка кой -то прозра чной , напря ж енной т оч к е – я сквозь свист ветра услы ш а л сза ди зна комы е, вы ш лепы ва ю щ ие, ка к по луж а м, ш а г и (Е . За мятин). Т очка мож ет понима ться и ка к ф окус, собира ю щ ий , концентрирую щ ий э нерг ию , котора я мож етнести и ра зруш ительное на ча ло для человека : 6.Н о музы ка бы ла для меня культом, то есть той разру ш и т ел ь ной т оч к ой, в которую собира лось все, что бы ло са мог о суеверног о и са моотреченног о во мне… (Б. Па стерна к). При понима нии точки ка к средоточия, потенции ра звития, движ ения, возникновения и т. д., нередко обра з точки сопряг а ется с друг ими г еометрическими обра за ми, воплощ а ю щ ими э туидею : 7. Т а к г оворится – пос т ави т ь т оч к у . В человеческой судьбе т оч к а – э то с верну т ая с пи рал ь , э то – пра а том, из которог о вы ра ста ет нова я вселенна я (Д . Гра нин). 8.Н ет, я не понима ю . Н о я молча кива ю г оловой . Я ра створился, я - бесконечно ма лое, я – т оч к а. В конце концов в э том т оч еч ном с ос т оя ни и есть своя лог ика (сег одняш няя): в т оч к е больш е всег о неизвестностей , стоит ей двинуться, ш евельнуться – и она мож ет обра титься в ты сячи ра зны х к ри вых, сотни тел (Е . За мятин). Простра нственна я схема движ ения (ра зверты ва ния) точки мож ет ра ссма трива ться ка к символическое простра нственное воплощ ение идеи ра звития в целом. За да ние 17. Н а основа нии ра ссмотренны х примеров оха ра ктеризуй те а ссоциа тивно-символическую ба зупонятия т оч к и . За да ние 18. О тберите из приводимы х в пособии примеров та кие, которы е подтверж да ю т и иллю стрирую т ф ункцию т оч к и ка к ба зовог о э лемента , связа нног о со структурирова нием простра нства реа льног о и перцептуа льног о.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- …
- следующая ›
- последняя »