ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
16
отношения некоторой системы . Так, например, для штурмана корабля точками
– пространственными ориентирами могут служить звезды .
5.Самая высокая точка горы . Горячие точки планеты .
В подобного рода выражениях мы имеем дело с геометрической
концептуализацией именуемого объекта на основе актуализации родовой семы
место и реализации функциональной семы фиксация пространственных
отношений. Этот тип геометрической концептуализации объекта широко
распространен при вербализации пространственных отношений мира ,
например, выражаемых в семантике пространственных предлогов, или при
выборе точки отсчета при восприятии наблюдателем объекта номинации,
вернее, его пространственного расположения по отношению к другим
предметам (объект = точка, мыслится как точка). Конкретное семантическое
наполнение знака (расширение семантики) определяется сочетаемыми
лексемами, в том числе в переносном их значении.
Особым типом геометрической концептуализации отличается
художественная семантика , воплощающая индивидуально- авторские
ассоциации. Именно в художественной семантике наиболее ярко воплощается
концептуальная антиномия точки Единица – Нуль, Ничто, воплощающая
антиномию понятий Бытие – Небытие, Возникновение (рождение) –
Исчезновение (смерть).
Задание 15. Прокомментируйте определение точки П . Флоренским на
основе приведенных ниже примеров из художественных произведений . Точка ,
по определению П . Флоренского, это и пустота , но она же и полнота . Она
«мыслится на границе бытия и небытия или местом перехода от того, что мы
считаем в здешней жизни действительностью , - к ее отрицанию , или , напротив ,
переходом от потусторонней реальности в здешнее ничтожество, но во всяком
случае соединяющей два мира : мир действительного и мир мнимого, она есть
место трансценза» (Некрасова 1984, с. 111).При этом Флоренский
подчеркивает, что связующая функция точки всегда остается , хотя в
определенных мировоззрениях акцентуализация и может делаться на
положительном или отрицательном истолковании этого символа .
Геометрическая концептуализация мира на основе образа точки как
бесконечно малого в художественном тексте может выступать как средство
дематериализации мира в образе «пространства , сжатого до точки». Эта
функция точки ярко представлена во многих стихотворениях И . Бродского:
1.Вечер. Развалины геометрии.
Точка, оставшаяся от угла.
Вообще: чем дальше, тем беспредметнее.
Так раздеваются догола .
(«Вечер. Развалины геометрии…»)
2.Муза точки в пространстве! Вещей , различаемых лишь
в телескоп! Вычитанья
без остатка ! Нуля !
(Литовский ноктюрн: Томасу Венцлова )
16 отнош ения некоторой системы . Т а к, на пример, для ш турма на кора бля т оч к ам и – простра нственны ми ориентира ми мог утслуж ить звезды . 5.Са ма я вы сока я точка г оры . Горячие точки пла неты . В подобног о рода вы ра ж ениях мы имеем дело с г еометрической концептуа лиза цией именуемог о объекта на основе а ктуа лиза ции родовой семы м ес т о и реа лиза ции ф ункциона льной семы ф и к с аци я прос т ранс т венных от нош ени й. Э тот тип г еометрической концептуа лиза ции объекта ш ироко ра спростра нен при верба лиза ции простра нственны х отнош ений мира , на пример, вы ра ж а емы х в сема нтике простра нственны х предлог ов, или при вы боре точки отсчета при восприятии на блю да телем объекта номина ции, вернее, ег о простра нственног о ра сполож ения по отнош ению к друг им предмета м (объект = т оч к а, мы слится ка к т оч к а). К онкретное сема нтическое на полнение зна ка (ра сш ирение сема нтики) определяется сочета емы ми лексема ми, в том числе в переносном их зна чении. О собы м типом г еометрической концептуа лиза ции отлича ется худож ественна я сема нтика , воплощ а ю щ а я индивидуа льно-а вторские а ссоциа ции. И менно в худож ественной сема нтике на иболее ярко воплощ а ется концептуа льна я а нтиномия точки Е диница – Н уль, Н ичто, воплощ а ю щ а я а нтиномию понятий Бы тие – Н ебы тие, В озникновение (рож дение) – И счезновение (смерть). За да ние 15. Прокомментируй те определение точки П. Ф лоренским на основе приведенны х ниж е примеров из худож ественны х произведений . Т очка , по определению П. Ф лоренског о, э то и пустота , но она ж е и полнота . О на « мы слится на г ра нице бы тия и небы тия или местом перехода от тог о, что мы счита ем в здеш ней ж изни дей ствительностью , - к ее отрица нию , или, на против, переходом отпотусторонней реа льности в здеш нее ничтож ество, но во всяком случа е соединяю щ ей два мира : мир дей ствительног о и мир мнимог о, она есть место тра нсценза » (Н екра сова 1984, с. 111).При э том Ф лоренский подчеркива ет, что связую щ а я ф ункция точки всег да оста ется, хотя в определенны х мировоззрениях а кцентуа лиза ция и мож ет дела ться на полож ительном или отрица тельном истолкова нии э тог о символа . Геометрическа я концептуа лиза ция мира на основе обра за точки ка к бесконечно ма лог о в худож ественном тексте мож ет вы ступа ть ка к средство дема териа лиза ции мира в обра зе « простра нства , сж а тог о до точки». Э та ф ункция точки ярко предста влена во мног их стихотворениях И . Бродског о: 1.В ечер. Ра зва лины г еометрии. Т оч к а, ос т авш ая с я от у г л а. В ообщ е: чем да льш е, тем беспредметнее. Т а к ра здева ю тся дог ола . («Веч ер. Р азвал и ны г еом ет ри и … ») 2.М уза т оч к и в простра нстве! В ещ ей , ра злича емы х лиш ь в телескоп! В ы чита нья без оста тка ! Н уля! (Л и т овс к и йнок т юрн: Т ом ас у Венцл ова)
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- …
- следующая ›
- последняя »