ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
3
Теоретическая информация
В современных когнитивных исследованиях отмечается важная роль
геометрической концептуализации пространства и пространственных
объектов в процессах языковой репрезентации и категоризации мира . Понятие
линии занимает ключевые позиции в понимании и моделировании
пространства , его субординации и координации в сознании человека .
Человеку свойственно в практике зрительного восприятия мира улавливать
направляющие и образующие линии формы , членящие и конструирующие
поверхность (линия горизонта , береговая линия). Человеку свойственно
улавливать динамику линий формы , характеризующих произведения
пространственных искусств (архитектура , скульптура , дизайн).
С актуализацией образа линии связано топологическое картирование
пространства и пространственных объектов, предполагающее: 1) линейное
упорядочивание, субординацию и координацию пространства , 2) линейное
упорядочивание совокупности предметов в пространстве, 3) схематизацию
формы отдельных предметов. С этими функциями связаны категориальные и
метафорические потенции образа линии в сознании человека .
Существуют концептуальные и эмпирически маркированные
актуализаторы категории линейности в сознании. К концептуальным можно
отнести геометрические объекты (прямая, кривая), к эмпирическим –
опосредованные предметным образом (черта , нить).
Выполняя функцию схематического картирования мира , линия имеет
свои проективные области физической и психологической реальности,
квантуемые в содержании производных денотативных и коннотативных
семем . В этом смысле можно говорить о существовании проективного
психологического пространства линии (как и других геометрических образов)
– то есть такого семантического пространства языковых единиц, в котором
квантуемые ими явления непространственного порядка получают
определенную денотативно - образную экспликацию посредством
атрибутирования им топологических свойств , присущих физическому
пространству.
Следует также подчеркнуть эмоциональный характер восприятия
человеком образа линии. Так, мы можем ощущать резкость или мягкость
линий , которые мы рассматриваем . Ломаная линия производит тягостное
впечатление, непрерывная – приятное, система несвязных линий дает
ощущение неопределенности, система же ритмических линий – чувство
равновесия . Горизонт, по определению Ле Корбюзье, рисует горизонтальную
линию как выражение покоя (Ле Корбюзье 1977).
Интересно, что исследования , посвященные изучению аффективного тона
линии, подтверждают наличие графических эквивалентов эмоциональных
состояний человека . При этом каждая эмоция объективируется в двух типах
рисунков: в виде линеограммы (линейное изображение) и в виде пиктограммы
(закрытое, замкнутое изображение). Так выделяются пространственные
паттерны радости, огорчения , удивления , догадки и т. д. (Веккер 1981).
3 Т еор е т иче ск ая инфор м ация В современны х ког нитивны х исследова ния х отмеча ется ва ж на я роль г еометрической концептуа лиза ции простра нства и простра нственны х объектов в процесса х я зы ковой репрезента ции и ка тег ориза ции мира . Поня тие л и ни и за нима ет клю чевы е позиции в понима нии и моделирова нии простра нства , ег о субордина ции и координа ции в созна нии человека . Ч еловеку свой ственно в пра ктике зрительног о восприя тия мира ула влива ть на пра вля ю щ ие и обра зую щ ие линии ф ормы , членя щ ие и конструирую щ ие поверхность (л и ни я гор и зонта , б ер егова я л и ни я). Ч еловеку свой ственно ула влива ть дина мику линий ф ормы , ха ра ктеризую щ их произведения простра нственны х искусств (а рхитектура , скульптура , диза й н). С а ктуа лиза цией обра за линии свя за но тополог ическое ка ртирова ние простра нства и простра нственны х объектов, предпола г а ю щ ее: 1) линей ное упоря дочива ние, субордина цию и координа цию простра нства , 2) линей ное упоря дочива ние совокупности предметов в простра нстве, 3) схема тиза цию ф ормы отдельны х предметов. С э тими ф ункция ми свя за ны ка тег ориа льны е и мета ф орические потенции обра за линии в созна нии человека . Сущ ествую т концептуа льны е и э мпирически ма ркирова нны е а ктуа лиза торы ка тег ории линей ности в созна нии. К концептуа льны м мож но отнести г еометрические объекты (пр ям а я, кр и ва я), к э мпирическим – опосредова нны е предметны м обра зом (чер та , ни ть). В ы полня я ф ункцию схема тическог о ка ртирова ния мира , линия имеет свои проективны е обла сти ф изической и психолог ической реа льности, ква нтуемы е в содерж а нии производны х денота тивны х и коннота тивны х семем. В э том смы сле мож но г оворить о сущ ествова нии проективног о психолог ическог о простра нства линии (ка к и друг их г еометрических обра зов) – то есть та ког о сема нтическог о простра нства я зы ковы х единиц, в котором ква нтуемы е ими я вления непростра нственног о поря дка получа ю т определенную денота тивно-обра зную э ксплика цию посредством а трибутирова ния им тополог ических свой ств, присущ их ф изическому простра нству. Следует та кж е подчеркнуть э моциона льны й ха ра ктер восприя тия человеком обра за л и ни и . Т а к, мы мож ем ощ ущ а ть резкость или мя г кость линий , которы е мы ра ссма трива ем. Л ома на я линия производит тя г остное впеча тление, непреры вна я – прия тное, система несвя зны х линий да ет ощ ущ ение неопределенности, система ж е ритмических линий – чувство ра вновесия . Горизонт, по определению Л е К орбю зье, рисует г оризонта льную линию ка к вы ра ж ение покоя (Л е К орбю зье 1977). И нтересно, что исследова ния , посвя щ енны е изучению а ф ф ективног о тона линии, подтверж да ю т на личие г ра ф ических э квива лентов э моциона льны х состоя ний человека . При э том ка ж да я э моция объективируется в двух типа х рисунков: в виде линеог ра ммы (линей ное изобра ж ение) и в виде пиктог ра ммы (за кры тое, за мкнутое изобра ж ение). Т а к вы деля ю тся простра нственны е па ттерны ра дости, ог орчения , удивления , дог а дки и т.д. (В еккер 1981).