ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
130
венную производительную силу наука становится культурообразующей си-
лой общества, важнейшим социальным институтом.
Понимание науки как социального института общества – продукт эво-
люционного и революционного её развития, осознания научным сообщест-
вом того непреложного факта, что ни одна сфера духовной культуры не ока-
зала столь существенного и динамичного влияния на общество, как наука.
Бурный
рост научного знания, его устремленность в будущее, а также
«встроенность» науки в социальный организм не снимает, а обостряет анализ
фактов воплощенности её идей в социальной жизни.
В этой связи выдвигается проблема различных подходов к определе-
нию социального института науки, в числе которых можно выделить социо-
логический, культурно-исторический, интерналистский и
экстерналистский
подходы к пониманию механизмов научной деятельности. Социология науки
как знания, имея долгую историю, прослеживается уже в трудах Ф. Бэкона, а
также «отцов основателей» социологии науки, как Маркс, Парето и Дюрк-
гейм, Р. Мертон. Данный подход, имея длительную историю, не демонстри-
рует заметного единства взглядов. Социологическое направление науки изу-
чает
социальные взаимоотношения между учеными, взаимодействие с дру-
гими институтами общества. Социологический подход имеет различные на-
учные программы:
1) марксистскую – анализ детерминации общественного сознания об-
щественным бытием, зависимость общественного сознания от социальных
проблем и противоречий;
2) позитивистскую, редуцирующую формы и содержание обществен-
ного сознания к уровню развития экономики и техники;
3) неокантианскую, которая
интерпретировала духовные явления как
несводимые к социальными структурам и ряд других программ.
Трансформации, произошедшие в ХХ веке по пересмотру «стандарт-
ной концепции науки» предполагают рассмотрение научной деятельности
как со стороны социокультурного контекста, так и в аспекте изучения объек-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- …
- следующая ›
- последняя »