ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
182
тельности. Эта способность человека заранее представить конечный итог сво-
его труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает чело-
веческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.
Виды воображения:
произвольное (активное) – инициируется волевым усилием при необ-
ходимости, в ходе решения проблем;
непроизвольное (пассивное) – инициируется непроизвольно и проявля-
ется в снах, мечтах, фантазиях, грёзах;
продуктивное – «производящее» что-то (роман «Мастер и Маргарита»,
фантастика);
репродуктивное – «воспроизводящее», воссоздающее действитель-
ность, – то, что было известно (в искусстве – направления натурализм, реа-
лизм);
антиципирующее – предвосхищающее будущие события, последствия
действий;
творческое – создающее новые образы и идеи, имеющие ценность для
людей и воплощаемые в оригинальные продукты деятельности.
Реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они
по-новому её конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произ-
ведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображе-
нию предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир
на геометрические фигуры (кубизм) и т. д.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным вообра-
жением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нот-
ном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому соз-
нательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захваты-
вает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», вживаясь в
создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе.
Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображе-
ние, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего
являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него само-
го. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в лите-
ратуре, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в
художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем
творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрач-
ных произведениях.
Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого уси-
лия, т. е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что во-
ображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы вла-
деют и управляют художником, и он подчиняется их логике.
Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и ис-
кусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, дру-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 180
- 181
- 182
- 183
- 184
- …
- следующая ›
- последняя »