Практикум по выразительному чтению. Часть II. Вахтель Н.М - 6 стр.

UptoLike

Рубрика: 

6
Он кинулся спасать, он заслонил собой свое детище… но
все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он
замирал , он жертвовал собой!
Каким громадным чудовищем ему должна была казаться собака! И
все-таки он не мог усидеть на ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его
оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился, благоговея
(И.С. Тургенев).
6. Я помню ту ночь , перед зарей, когда он впервые прочитал
«Незнакомку». Читал он ее на крыше «знаменитой» башни Вячеслава
Иванова, поэта-символиста, у которого каждую среду собирался для
всенощного бдения весь артистический Петербург. Из башни был выход на
пологую крышу, и в белую петербургскую ночь мы, художники, поэты,
артисты… вышли под белесоватое небо, и Блок , медлительный, внешне
спокойный, молодой, загорелый (он всегда загорал уже ранней весной),
взобрался на большую железную раму, соединявшую провода телефонов,
и по нашей неотступной мольбе уже в третий, четвертый раз прочитал эту
бессмертную балладу своим сдержанным, глухим, монотонным,
безвольным, трагическим голосом. И мы, впитывая в себя ее гениальную
звукопись, уже заранее страдали, что сейчас ее очарование кончится, и нам
хотелось, чтобы оно длилось часами, и вдруг , едва только произнес он свое
последнее слово, из Таврического сада, который был здесь же, внизу,
какой-то воздушной волной донеслось до нас многоголосое соловьиное
пение.
И теперь всякий раз , когда, перелистывая сборники Блока, я
встречаю там стихи о Незнакомке, мне видится квадратная железная рама
на фоне петербургского белого неба, стоящий на ее перекладине молодой,
загорелый, счастливый своим вдохновением поэт и эта внезапная волна
соловьиного пения , в котором столько родного ему (К . Чуковский).
7. «У меня нет карточки, - сказала она (Уля) шепотом, - но если ты
хорошо-хорошо посмотришь на меня , - она помолчала и некоторое время
смотрела ему в глаза своими черными очами, - ты не забудешь меня…»
(А . Фадеев).
8. Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось
и осветило весь двор.
Упражнение 87. Выразительно прочитайте текст стихотворения -
шутки Г . Сапгира «Людоед и принцесса, или Все наоборот».
Принцесса была прекрасная ,
Погода была ужасная .
Днем, во втором часу,
Заблудилась принцесса а лесу.
Смотрит : полянка прекрасная ,
На полянке землянка ужасная ,
                                            6
         О н кинул с я        с пас ат ь , он зас л онил с обой с вое де т ищ е … но
вс е е го мал е нь кое т е л о т ре пе т ал о от ужас а, гол ос ок одичал и охрип, он
замирал , он же рт вовал с обой!
         К аким громадным чудовищ е м е му дол жна был а к азат ь с я с обака! И
вс е -т ак и он не мог ус иде т ь наве т ке … Сил а, с ил ь не е е го вол и, с брос ил ае го
от т уда.
         М ой Тре зор ос т ановил с я , попя т ил с я … Видно, и он признал эт у с ил у.
         Я пос пе шил от озват ь с мущ е нного пс а и удал ил с я , бл агогове я
(И.С. Турге не в).
         6. Я помню т у ночь , пе ре д заре й, к огда он впе рвые прочит ал
«Н е знак омк у». Ч ит ал он е е на к рыше «знаме нит ой» башни Вя че с л ава
Иванова, поэт а-с имвол ис т а, у кот орого каждую с ре ду с обирал с я дл я
вс е нощ ного бде ния ве с ь арт ис т иче с кий П е т е рбург. Из башни был выход на
пол огую к рышу, и в бе л ую пе т е рбургс кую ночь мы, художник и, поэт ы,
арт ис т ы… вышл и под бе л е с оват ое не бо, и Бл ок, ме дл ит е л ь ный, вне шне
с покойный, мол одой, загоре л ый (он вс е гда загорал уже ранне й ве с ной),
взобрал с я на бол ь шую же л е зную раму, с ое диня вшую провода т е л е ф онов,
и по наше й не от с т упной мол ь бе уже в т ре т ий, че т ве рт ый раз прочит ал эт у
бе с с ме рт ную бал л аду с воим с де ржанным, гл ухим, монот онным,
бе звол ь ным, т рагиче с к им гол ос ом. И мы, впит ывая в с е бя е е ге ниал ь ную
звукопис ь , уже заране е с т радал и, чт о с е йчас е е очарование к ончит с я , и нам
хот е л ос ь , чт обы оно дл ил ос ь час ами, и вдруг, е дват ол ь к о произне с он с вое
пос л е дне е с л ово, из Тавриче с ког о с ада, кот орый был зде с ь же , внизу,
какой-т о воздушной вол ной доне с л ос ь до нас многогол ос ое с ол овь иное
пе ние .
         И т е пе рь вс я к ий раз, когда, пе ре л ис т ывая с борник и Бл ока, я
вс т ре чаю т ам с т ихи о Н е знакомк е , мне видит с я к вадрат ная же л е зная рама
наф оне пе т е рбургс к ого бе л ого не ба, с т оя щ ий нае е пе ре к л адине мол одой,
загоре л ый, с час т л ивый с воим вдохнове ние м поэт и эт а вне запная вол на
с ол овь иного пе ния , в к от ором с т ол ь ко родного е му(К . Ч уковс кий).
         7. «У ме ня не т карт очк и, - с к азал а она (У л я ) ше пот ом, - но е с л и т ы
хорошо-хорошо пос мот ришь наме ня , - онапомол чал аи не к от орое вре мя
с мот ре л а е му в гл аза с воими че рными очами, - т ы не забуде шь ме ня … »
(А . Ф аде е в).
         8. Дубровс кий прибл изил л учину, с е но вс пыхнул о, пл амя взвил ос ь –
и ос ве т ил о ве с ь двор.

      Уп раж не ни е 87. Выразит е л ь но прочит айт е т е кс т с т ихот воре ния -
шут ки Г . Сапгира«Л ю дое д и принц е с с а, ил и Вс е наоборот ».
                П ринц е с с абыл апре крас ная ,
                П огодабыл аужас ная .
                Дне м, во вт ором час у,
                Забл удил ас ь принц е с с аал е с у.
                Смот рит : пол я нкапре к рас ная ,
                Н апол я нке зе мл я нкаужас ная ,