ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
10
Индивидуализм и эгоизм. Натурфилософия, пантеизм и новое естествозна-
ние. Гуманистический характер этических теорий. Реформация. Разрыв с
католицизмом. Спасение и предопределение у Лютера. Протестантская
этика труда. Механицизм и рационализм как основа морали. Системы
Спинозы, Декарта, Лейбница и Гоббса. Французское Просвещение. Этиче-
ские системы немецкой классической философии (Кант, Гегель). Понятие
«категорического императива»;
его значимость для дальнейшего развития
этических теорий. Появление социалистических учений. «Коммунистиче-
ская мораль». Утилитаризм. Эволюционная этика. Шопенгауэр, Ницше,
Кьеркегор – новое измерение законов этики.
Духовно-нравственный кризис современной культуры. Постмодерни-
стский декаданс. Нигилизм. Основные этические концепции экзистенциа-
лизма, неопозитивизма, феноменологии, неотомизма.
ТЕМА 10. ЭВОЛЮЦИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЭТИЧЕ-
СКОЙ МЫСЛИ (ТЕОРИЯ)
Классические теории.
Этика
гедонизма (Аристотель, Эпикур). Удовольствие и наслаждение
как абсолютный критерий нравственности. Типы удовольствий (телесные
и духовные). Эвдемонизм и утилитаризм как разновидность гедонизма.
Принцип полезности Бентама. Этика стоицизма (Зенон, Сенека). Идеал
мудреца. Этика долга (Кант). Категорический императив – априорный мо-
ральный закон. Этика любви (христианская этика). Соотношение закона и
благодати. Любовь как основа
христианской этики. Идеалы жертвенности,
сострадания, милосердия. Этика и метафизики в христианстве.
Этические теории XIX – XX вв. Эволюционная этика (Г. Спенсер,
П. Тейяр де Шарден). Этика экзистенциализма (А. Камю, Ж.П. Сартр,
К. Ясперс). Этика неотомизма (Ж. Маритен, Э. Жильсон). Неопозитивист-
ская этика (А. Айер, Б. Рассел). Гуманистическая этика (У. Файт,
Э. Фромм). Интуитивизм
(Дж. Мур). Этика благоговения перед жизнью
(А. Швейцер). Экологическая этика (Д. Козловский). Неопротестанстская
этика (К. Барт, П. Тиллих). Прагматизм (У. Джемс, Дж. Дьюи). Этика кос-
мической телеологии (Ф. Вудбридж, У. Шелдон).
ТЕМА 11. НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬ-
ТУРЕ
Патристическая основа русской культуры. Нравственный смысл ки-
рилло-мефодиевской традиции. Проблема
спасения целостности всего че-
ловека – особенность древнерусской книжности. Влияние «Диалектики»
Иоанна Дамаскина. Христианский панэтизм русской культуры средневеко-
вья.
Этические доминанты русской философии. Нравственное как небиоло-
гическое. Существование вопреки биологическим позывам естества. Нрав-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »