ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
8
Виды страданий. Физическая и нравственная мука. Архаический
смысл страданий (вина, наказание). Христианский смысл страданий (мо-
ральное очищение, пробуждение совести, прекращение бессмыслицы, ду-
ховно-нравственное преображение).
Утопические (научно-технические) средства избавления от стараний.
Преодоление страданий в современной гедонистической культуре. Патоло-
гические формы стремления к страданию (садизм и мазохизм).
Философско-этические проблемы: неустранимость
страдания, страда-
ния праведников и детей, страдание и наслаждение. Нравственная цен-
ность страданий. Достоевский о духовно-нравственном смысле страданий.
Понятие подлинной жизни.
ТЕМА 7. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ: СВОБОДА, ДОЛГ, СО-
ВЕСТЬ
Детерминизм и индетерминизм в естественных науках и философии.
Этические параметры свободы: воля, мотив, поступок, моральный выбор,
моральная ответственность. Феномен «
адиафоры». Противоречие между
убеждениями, помыслами, мотивами и деятельностью.
Волюнтаризм и фатализм в понимании свободы. Дуалистическая при-
рода человека. Деонтология – наука о должном. Столкновение морального
долга и эмпирических влечений. Долг и добро. Долг у Канта. Закон при-
чинности и свободы. Долг и склонность. Категорический императив. Виды
императивов. Влияние категорического императива на социальную
прак-
тику (экологическая этика, гуманистическая этика, политика).
Определения совести. Самое сокровенное явление морали, вечный су-
дья в человеке, «совесть как зов заботы» (М. Хайдеггер), «оракул из вечно-
го мира» (Фихте). Нравственные модусы совести: «голос совести», «спо-
койная совесть», «угрызения совести», «сожженная совесть», «чистая со-
весть – изобретение дьявола» (А. Швейцер). Способы
избавления от мук
совести. Нравственные функции совести: моральный катарсис, стимул к
раскаянию, мерило порядочности, идеальный цензор. Нравственные про-
блемы совести: свобода совести, злая совесть, совесть и стыд, совесть и
страх, наличие совести у детей.
ТЕМА 8. ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ КУЛЬТУР ДРЕВНЕГО
ВОСТОКА
Древний Египет. Памятники древнеегипетской дидактической литера-
туры. Жреческое учение о
сердце как источнике нравственности. Ритуаль-
ные культы в этической практике. Представления об изначальной испор-
ченности человека. Магический характер нравственности.
Этический монотеизм – основа ветхозаветной морали. «Завет» и «Де-
калог» – принципиально новый уровень взаимоотношений человека и Бо-
га. Скрижали Завета. Философско-притчевая и назидательная традиция
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »